Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Музыка – звук, наполненный смыслом»

Интервью Юрия Башмета для искусствоведа из Бельгии
19 Апреля 2021
«Музыка – звук, наполненный смыслом»

Ежегодно в Сочи проходит Международный фестиваль искусств. Как эксперт в области культурной дипломатии доктор Пик Кеобандит, постоянная участница сообщества Peace-50, всегда с большим интересом участвует в этом событии, специально прилетая в Россию из Бельгии. Ей уже неоднократно удавалось лично общаться с основателем фестиваля дирижером Юрием Башметом. В этом году Пик Кеобандит снова взяла интервью у маэстро и традиционно поделилась уникальным материалом с информационным агентством Global Women Media.

bd331598e1212ef62f29bd8f6fa5306e.jpg Пик Кеобандит
доктор истории искусств, эксперт в области искусства и культурной дипломатии, основатель и директор Inspiring Culture
Башмет_0T1.jpg Юрий Башмет
музыкант-виртуоз, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», посол «Русских сезонов»

Пик Кеобандит всегда с большой теплотой и искренним восхищением говорит о Юрии Башмете. По ее мнению, он является не просто основателем, а настоящим сердцем фестиваля искусств. В этот раз в ходе душевного разговора доктор Кеобандит задала маэстро те вопросы, на которые давно хотела узнать ответы. Особенно Пик Кеобандит воодушевило то, что на сцене выступала в том числе дочь виртуозного дирижера – талантливая пианистка.

Башмет_08.jpg

– Существуют исследования, которые доказывают пользу совместного «музыкального опыта» детей и родителей. Например, если они вместе поют или играют на музыкальных инструментах. Что Вы думаете об этом?

– Это достаточно сложная тема, вызывающая у меня смешанные чувства. В целом мне нравится опыт приобщения детей к музыке с ранних лет. В этом случае у ребенка формируется интерес к искусству и творчеству, к концертам, развивается умение замечать детали, оттенки звуков. Кроме того, у человека с детства выстраивается некий фундамент в понимании музыки. И не так важно, являются ли сами родители музыкантами, – большее значение имеет интерес ребенка: если его увлекает музыка, то будет большим «плюсом», если родители поддержат это увлечение.

Башмет_03.jpg

И еще хотел бы подчеркнуть, что многое зависит от личности учителя. Интерес к музыке можно как привить, так и погасить. Дети очень внимательны к деталям. Например, мой сын перестал учиться игре на скрипке, как он позже мне признался, только потому, что учитель курил. Хотя это был профессор, который потрясающе преподавал и хорошо ладил с детьми. В то же время моя дочь с удовольствием начала заниматься музыкой и очень любила своих учителей.

Что касается совместного «музыкального опыта» родителей-музыкантов и их детей, то здесь есть тонкая грань. Однажды я наблюдал выступление отца и дочери – родитель дирижировал, а девочка играла на пианино. Вышло достаточно посредственно. С технической точки зрения дочь дирижера играла хорошо, но у нее не было таланта.

Башмет_04.jpg

Детям известных музыкантов выходить на сцену гораздо сложнее, чем всем остальным. Публика с самого начала ждет от них талантливого исполнения.

Вспоминая тот случай, я еще много лет не решался поставить выступление со своей дочерью. Хотя это было большой ошибкой. Я это понял, когда встретил ее преподавателя. Профессор спросил меня, не хочу ли я сыграть концерт Равеля вместе с дочерью, ведь она исполняла его произведения лучше всех других учеников. С тех пор мы много играли вместе – и Равеля, и других композиторов.

В первый год наших совместных выступлений я особенно нервничал – каждый раз переживал, хорошо ли всё пройдет. Однако очень скоро я понял, что моя дочь – очень профессиональный исполнитель и настоящий артист. И это было не субъективное мнение отца.

Вместе с тем я дал дочери свободу концертного творчества. Вместе со мной она играет только около 5–10% своих выступлений. Сегодня она взрослый самостоятельный музыкант, с которым мне приятно стоять на одной сцене не просто потому, что она часть моей семьи, а потому, что у нее действительно есть талант.

Башмет_05.jpg

– Что Вы думаете о разрыве между творчеством современных композиторов и музыкальных классиков? Как относитесь к соединению таких «несоединимых» направлений и жанров?

– Я думаю, что в музыке, как и в любом виде творчества, очень важны эксперименты. Нельзя считать красивым только что-то одно, а остальное игнорировать. «Плюс» музыкальных фестивалей заключается в том, что зачастую на их площадках звучат разные произведения. Лично мы всегда стремимся давать зрителям и слушателям что-то новое, для этого много пробуем и экспериментируем.

Мы никогда не можем сказать наверняка, станет ли конкретное произведение шедевром, войдет ли в историю, понравится ли публике. В этом и есть суть творчества – непредсказуемость результата.

Башмет_06.jpg

Взгляните на творческое наследие Шуберта, Бетховена, Моцарта, Гайдна… Это именитые композиторы, которые написали много произведений, но сколько из них на самом деле сыграно? «Симфония № 1» Бетховена не пользуется большой популярностью, а «Симфония № 3» на слуху, пожалуй, практически у каждого человека. Страдивари создал более тысячи скрипок, но далеко не все они являются шедеврами.

Что станет классикой, а что забудется через пару лет? Сейчас на этот вопрос ответить невозможно. Фестиваль в Сочи – это площадка, на которой композиторы могут представить свои новые произведения. И со временем «жизнь решит», какие из них станут частью постоянного репертуара.

Например, здесь, в Сочи, мы однажды исполнили «Маленького принца», который получил настолько большой успех, что теперь с этого произведения начинаются все наши фестивали.

Башмет_07.jpg

– Музыка – это поистине международный язык. Она уходит корнями в культуру разных стран и национальностей. Сегодня во время выступлений Вы ощущаете, что представляете конкретную страну своим творчеством, или, напротив, чувствуете некое единство с другими странами?

– Я бы сказал, что музыка – это действительно язык, но он говорит не столько о стране, сколько о конкретном композиторе, показывает его взгляд на мир, его настроение и состояние, создает уникальную атмосферу, которую хотел передать автор слушателям.

Вместе с тем, как и у любого языка, у музыки есть нюансы. Дело в том, что есть большая разница между тем, что хочет «сказать» исполнитель, когда репетирует, и тем, что получается в итоге. Это две вещи, которые очень редко совпадают.

Зачастую одно и то же музыкальное произведение в живом исполнении будет каждый раз звучать в определенной степени по-новому.

На музыку влияет буквально всё – от дирижера и музыкантов на сцене до настроя публики и атмосферы в зале. От некоторых подобных факторов может зависеть даже длительность произведения. Например, после смены на сцене инструмента – допустим, пианино – музыканты способны значительно снизить скорость.

Во многих странах, особенно в Европе, после первой части концерта организаторы могут попросить оркестр не продолжать играть некоторое время, чтобы подождать поздно прибывших слушателей. В то же время эта пауза между частями, кажущаяся маленькой деталью, может полностью изменить настрой музыкантов, и от этого сама музыка станет совершенно другой.

Возвращаясь к теме международной коммуникации через язык искусства, хотел бы подчеркнуть, что в тот момент, когда мы только создавали фестиваль в Сочи, он был очень маленьким и включал всего три концерта классической музыки. Постепенно площадка разрасталась. И сейчас это большой проект, важной частью которого являются именно международные коммуникации. Мы объединяем творческих людей, талантливых музыкантов и композиторов, для того чтобы они могли обмениваться опытом и идеями, создавая вместе уникальные произведения.

Башмет_02.jpg

– В чем состоит уникальность фестиваля в Сочи?

– Сегодня существует большое количество самых разных фестивалей, но далеко не все они объединяют сразу множество видов искусства – театр, балет, музыку, мастер-классы.

Главной ценностью нашей площадки я считаю не только разнообразие, но и высокий уровень исполнения. Композиторы доверяют нам – они точно знают, что их произведения попадут в «надежные руки». Музыканты тщательно готовятся к выступлениям, не просто заучивая ноты, а изучая и обсуждая каждую пьесу.

Музыка – это не просто звук, но еще и смысл, который важно сохранить в момент исполнения. И в этом мы уже добились мастерства, высоко оцененного международным сообществом.

Сейчас мы работаем над особенным мюзиклом – он сильно отличается от привычных произведений этого жанра. В нем принципиально важную роль играет текст, акцент на словах. Поэтому для исполнения произведения мы подобрали не просто музыкантов, а актеров с хорошими вокальными данными. Недавно мировая премьера мюзикла состоялась в Москве. Второй показ мы планируем провести в Сочи.

Текст для публикации на русском языке подготовила Виктория Ежова

на основе материала, предоставленного Пик Кеобандит


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG