Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Ученые – люди, влюбленные в науку»

Людмила Якимова о химии, образовании, грантах и вдохновении
16 Февраля 2022
«Ученые – люди, влюбленные в науку»

Химия – это не просто скучная наука с множеством формул и таблиц. Это целый мир, полный удивительных опытов, вдохновляющего общения с уникальными людьми и значимых для мира исследований. Людмила Якимова, доцент кафедры органической и медицинской химии, представляет собой того самого человека, который способен не только многому научить подрастающее поколение, но и по-настоящему влюбить в науку.

Якимова-Людмила_0T.jpg Людмила Якимова
доцент кафедры органической и медицинской химии Казанского федерального университета

Информационное агентство Global Women Media сотрудничает с проектом «Женщины в науке», реализуемым при поддержке национального отделения «Женщины атомной отрасли» (Women in nuclear). В рамках партнерства на нашем портале регулярно публикуются уникальные интервью с учеными из разных сфер и направлений. Все они – яркие, талантливые, умные и целеустремленные женщины, которые посвятили свою жизнь открытиям, экспериментам, популяризации знаний и формированию лучшего будущего.

Одно из таких интервью руководитель проекта «Женщины в науке» Евгения Еньшина взяла у Людмилы Якимовой, доцента кафедры органической и медицинской химии Казанского федерального университета. Эксперт рассказала о том, что ее вдохновляет в науке, как она выстраивает работу со студентами и школьниками, какие меры поддержки и перспективы имеют ученые в России и за рубежом.

Якимова-Людмила_02.jpg

– Людмила, как Вы пришли в науку? Всегда ли Вы мечтали быть ученым?

– В детстве я даже не задумывалась о том, что когда-то буду заниматься научными исследованиями. Я всегда мечтала стать врачом и даже дважды пробовала поступить в медицинский институт, но оба раза не проходила конкурсный отбор. Так как с шестого класса я усиленно изучала химию и биологию, параллельно я решила подать документы на химический факультет в наш Казанский университет. Естественные науки давались мне хорошо, и меня приняли.

Поступив на химический факультет, сначала я была убеждена, что нахожусь не на своем месте. Однако мое отношение к науке кардинально изменилось благодаря потрясающим преподавателям, которые вели профильные дисциплины. На третьем курсе один из предметов вел профессор, который был настолько увлечен своей работой, что не влюбиться в химию, научные исследования оказалось просто невозможно. Вдохновившись, я начала проводить эксперименты, выступать на конференциях – словом, погружаться в научную жизнь с удовольствием.

Наука – достаточно непростая сфера, развиваться в которой очень сложно без искренней увлеченности. А лучший источник вдохновения, как известно, – люди, способные заражать своей любовью к делу.

Пожалуй, именно люди, влюбленные в науку, были и остаются для меня главным источником мотивации и вдохновения. Общение с ними, учеба у них – это то, что дает мне желание постоянно расти, реализовывать свои идеи, ставить новые цели и идти к ним. В науке это особенно важно.

Якимова-Людмила_04.jpg

– Сегодня Вы и сами являетесь наставником для подрастающего поколения. Расскажите об этой стороне Вашей деятельности.

– Помимо того что я являюсь доцентом и куратором проектов, под моим руководством на базе нашего факультета также действует Центр довузовской подготовки и повышения квалификации. Одна из наших основных задач заключается в работе со школьниками. Например, мы подготавливаем ко вступительным экзаменам учащихся непрофильных школ. Однако на самом деле это лишь часть того, что мы делаем. Свои задачи мы видим несколько глубже и обширнее.

Для нас важно начать приобщать подрастающее поколение к научной работе уже со школьной скамьи. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы еще до поступления в университет школьники понимали, в чем суть профессии химика, какие возможности она открывает и в целом близко ли им это направление. Так они смогут сделать действительно осознанный выбор.

Многие ассоциируют профессию химика с очень узким перечнем специальностей, ошибочно полагая, что работать после окончания университета можно будет только на заводах или учителем в школе. Однако обширные возможности, выходящие за рамки привычных представлений, открываются перед специалистами уже во время учебы. Например, сегодня действует большое количество программ для студентов-химиков, в том числе международного уровня.

Кроме того, мы показываем школьникам, как работают лаборатории и как проходят исследования. Мы даем им возможность принимать участие в практических работах и конференциях, многие из которых позволяют получить дополнительные баллы при сдаче профильных ЕГЭ и ОГЭ.

Химия – это эксперименты, взаимодействие с другими учеными и международным научным сообществом, исследования, разработки. Это важно рассказывать и еще важнее показывать.

Химия редко становится чьим-то любимым предметом в школе. Чаще всего так происходит потому, что ее преподают исключительно «по учебнику». Школьники читают и пересказывают параграфы, слушают лекции учителя, заучивают формулы и практически не касаются вопроса о том, зачем нужно изучать химию. А между тем химия – это наша жизнь, весь окружающий нас мир и даже мы сами. То же относится к физике, математике и целому ряду других фундаментальных дисциплин.

Человек может хорошо знать предмет, иметь по нему оценку «отлично», но совершенно не понимать, как это может пригодиться ему в жизни. Соответственно вряд ли он решит связать с этой областью свою профессию, ведь в душе мы все хотим быть полезными.

Поэтому мы проводим не просто занятия, а целые мини-стажировки для школьников, чтобы они могли ближе познакомиться со сферой науки. И я всегда счастлива, если нам удается открыть для кого-то новый увлекательный мир. Вполне вероятно, что это первый шаг на пути к тому, чтобы человек нашел свое призвание.

– С какого возраста школьники могут начать обучение в Вашем центре?

– Мы принимаем учащихся начиная с 7-го класса. Хотя нужно сказать, что в большинстве общеобразовательных школ химия появляется в программе на год позже. Тем не менее у нас есть отдельная группа для тех, кто еще совершенно не знаком с этим направлением науки, но хотел бы о нем узнать. И, конечно, мы формируем курсы с более углубленным изучением, служащие дополнением к школьной программе.

– Как Вы считаете, на какие ключевые вещи стоит обратить внимание школьникам и абитуриентам при выборе специальности в вузе?

– В первую очередь – идти учиться только на ту специальность, которая близка и интересна именно абитуриенту. Часто выбор делают родители, и это не всегда верный подход. Я нисколько не умаляю их роли в определении судьбы ребенка, но считаю, что ответственность взрослых заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно мыслить и осознанно принимать важные решения, от которых зависит их жизненный путь.

К сожалению, нередко встречаются случаи, когда человек оканчивает университет, потому что «так было надо», и, получив диплом, никогда не работает по специальности. Получается, что он потратил ценное время, которое на самом деле мог бы использовать для реализации своего потенциала.

Современный мир настолько быстро меняется, что сегодня потратить впустую несколько лет на то обучение, которое неинтересно, – слишком большая цена. За эти годы можно получить огромное количество по-настоящему нужных знаний и навыков.

Именно тогда, когда человек выбирает для себя профессию, соответствующую его истинным интересам и жизненным целям, он способен принести максимум пользы миру.

На мой взгляд, сегодня при выборе профессии актуально обращать внимание на междисциплинарные направления. В современном мире востребованы те эксперты, которые не ограничивают себя рамками одной узкой специальности.

Наука сама по себе – это очень перспективная сфера деятельности. Однако важно понимать, что такие отдельные направления, как физика, химия, биология сегодня существуют лишь формально. В большинстве случаев они тесно переплетаются между собой.

Главное при развитии в любой профессии – следить за трендами, находиться в постоянном поиске новых возможностей и точек роста.

Еще один момент связан не столько с выбором специальности, сколько с самим процессом обучения. Просто получать знания на лекциях или семинарах уже неактуально. Это та учеба, которая дает только так называемые hard skills – «жесткие навыки» узкого профессионального профиля. Вместе с тем огромное значение сегодня имеют soft skills, к которым относятся умение выстраивать коммуникацию и сотрудничество, способность четко формулировать свои мысли и цели, социальная активность и многое другое.

Я бы советовала всем молодым людям не ограничиваться занятиями в школе, колледже или вузе, а принимать активное участие во всевозможных событиях, конкурсах и конференциях. Студенчество и школьные годы – это «золотое время», от которого нужно брать по максимуму.

Якимова-Людмила_05.jpg

– Современный ученый – какой он?

– Я думаю, современный ученый – это человек, который проводит исследования и направляет свои силы на решение актуальных научных задач, соответствующих запросам современного мира и государства. В этом случае, с одной стороны, ученый способен приносить реальную пользу, вносить вклад в решение конкретных проблем и в развитие науки в целом, а с другой стороны – его труд точно будет оценен и оплачен.

На мой взгляд, наука и государство должны иди рука об руку, потому что наука является двигателем прогресса и может помочь развиваться стране, а государство способно помочь развиваться науке.

Я сама реализую два крупных проекта и несколько фундаментальных исследований, которые посвящены как раз стратегии научно-технического прогресса Российской Федерации.

– Сложно ли ученому получить грантовую поддержку от государства?

– Ученый – профессия, в которую идут не ради денег, а ради «идеи», ради возможности помочь людям, стране, миру. Вместе с тем любой труд должен быть оплачен, а опыты и научные исследования требуют действительно больших ресурсов. И в этом плане грантовая поддержка – хорошее подспорье.

Для того чтобы выиграть конкурентную борьбу за грант на тот или иной проект, ученый должен выбрать трендовое, востребованное направление, в котором он как специалист может принести пользу. Кроме того, важную роль играет бэкграунд самого ученого. В идеале человек должен начинать строить свою карьеру уже со студенческих лет, проводить исследования, публиковать статьи, участвовать в конференциях.

Важный показатель компетентности ученого – индекс Хирша. Чем больше статей написал эксперт и чем больше источников их процитировали, тем выше показатель индекса. Например, мой индекс Хирша равен 14. Это значит, что в моем арсенале есть 14 статей, каждая из которых процитирована не менее 14 раз. И хотя на самом деле я подготовила гораздо больше публикаций, индекс учитывает только наиболее цитируемые. Так, если у ученого есть 10 статей, процитированных по 10 раз, то его показатель – 10. Эта формула строится на равном соотношении чисел.

Для сравнения – мой текущий индекс Хирша является довольно неплохим результатом. Для ученых-химиков показатель 25–30 – это большой успех. У лауреатов Нобелевской премии индекс выходит за 50. Для начинающего ученого хорошим является показатель 5–6 баллов.

Чем больше статьи ученого цитируются в научном сообществе, тем лучше. Это значит, что его исследования актуальны и востребованы.

При подготовке заявки на грант помимо актуальности выбранного направления и бэкграунда ученого имеют значение еще достаточно много нюансов. Понимание того, как лучше сформулировать описание, цели и задачи, на что стоит сделать акцент, приходит с опытом. Поэтому я бы советовала молодым ученым не стесняться обращаться за советами к более опытным коллегам.

Когда-то мне самой приходилось прилагать много сил, времени и энергии, чтобы понять, как создать такую заявку, которая будет одобрена. Сегодня, имея успешный опыт, я помогаю в этих вопросах своим коллегам.

– Помимо грантов и заработной платы какие еще источники дохода могут быть у ученого?

– Один из популярных видов дохода – создание и продажа патента. Например, у нас есть направление, связанное с производством лекарств. Наши ученые разрабатывают технологии производства, патентуют их и продают.

Мне же больше интересно немного другое направление. Центр довузовской подготовки и повышения квалификации является не только источником дополнительного дохода, но и площадкой для раскрытия потенциала молодых ученых. Я приглашаю к работе своих коллег, аспирантов и студентов, предлагая им попробовать себя в качестве преподавателей, получить опыт и понять, хотят ли они дальше развиваться именно в образовательной деятельности.

Кроме того, цифровизация подарила нам много возможностей для монетизации научных знаний. Например, на разных онлайн-платформах и в социальных сетях сейчас можно встретить талантливых ученых, которые занимаются просветительской деятельностью и популяризацией науки. Это полезное дело, которое вполне поддается монетизации.

В современном мире и у ученых, и у представителей любых других профессий есть много возможностей получать дополнительный доход.

Главное – всегда ставить во главу угла не деньги, а ту пользу, которую мы несем обществу.

– Вы сказали о важности сотрудничества ученых и государства. А что насчет бизнеса? Какова его роль в развитии науки?

– Бизнес и наука тоже являются двумя сторонами одной медали. Практически все продукты, которые предлагает бизнес, так или иначе основаны на научных исследованиях и разработках.

Если говорить в целом, то за рубежом сотрудничество вузов и разного рода предприятий – обычная история. Университеты готовят специалистов «под запрос» бизнеса, чтобы после выпуска они четко понимали, куда могут пойти работать и чем могут быть полезны. Соответственно многие исследования в процессе учебы тоже строятся на этом принципе. Например, в рамках курсовых и дипломных работ студенты не сами придумывают себе темы, а решают реальные задачи, актуальные для тех или иных предприятий. На мой взгляд, это очень хороший подход.

Если все научные исследования будут осуществляться в соответствии с запросами бизнеса, то мы получим идеальную модель, в которой изобретения не только спонсируются, но и активно внедряются в качестве продуктов в жизнь общества. В этом случае выгоду получает в том числе и государство.

Наш университет сегодня тоже сотрудничает со многими предприятиями, особенно в нефтегазовой сфере. Однако мы пока только развиваемся в направлении такого взаимодействия, выгодного обеим сторонам.

– Если бы у Вас была волшебная палочка, что бы Вы изменили в системе образования?

– Я бы дала студентам больше возможностей для выбора, чему бы они сами хотели учиться. Конечно, есть базовые дисциплины, важные для специалиста, но вместе с тем есть и ряд предметов, которые можно было бы варьировать.

Думаю, тогда бы студенты учились с большим удовольствием. Они бы не ходили на занятия «для галочки», чтобы заработать необходимый для допуска к экзамену балл, а получали бы максимум пользы и те знания, которые им действительно нужны и интересны.

Это такая идеализированная система, в которой каждый мог бы выбирать для себя индивидуальный трек образования.

– Какие люди из сферы науки Вас восхищают и мотивируют?

– Те, которые постоянно развиваются, учатся новому. Те, которые не останавливаются на одном полученном образовании, а продолжают расти, причем не только в своей сфере деятельности. Мне очень нравятся люди, которые постоянно следят за трендами, ищут для себя актуальные направления, меняются вместе с миром.

Встречаясь с такими людьми, я поняла, что ученый может развиваться и реализовывать себя сразу в нескольких направлениях.

И еще очень вдохновляют люди, которые верят в меня, постоянно напоминают мне, что всё получится. Они убеждают меня в том, что нет ничего невозможного. И это действительно так. Главное – брать и делать. Делать не завтра, а сегодня, потому что «завтра» не бывает – каждый день оно вдруг снова превращается в «сегодня».

Якимова-Людмила_07.jpg

– Какие книги Вы бы посоветовали читать студентам, молодым ученым или широкой аудитории?

– Что касается лично меня, то я читаю очень много книг – не только научных, но и связанных с другими направлениями развития. Например, мне очень нравятся мотивационная литература и книги по бизнесу. Я с большим интересом изучаю стартап-сферу, в которой используется много инновационных технологий.

Студентам и молодым ученым я бы советовала активно следить за новостями науки. При этом особенно важно обращаться к оригиналам материалов, а не переписанным текстам. Это то, что позволит всегда оставаться в тренде и держать руку на пульсе.

– Какие достижения в науке Вы считаете наиболее интересными?

– В том направлении, в котором я работаю, на мой взгляд, одним из самых значимых достижений стало развитие нанотехнологии. Это позволило ученым переносить огромнейшие объемы информации на крошечные носители.

Один из основателей нанотехнологии Ричард Фейнман говорил, что благодаря этому открытию вся Английская библиотека может поместиться на головке булавки. Осознание того, что это реально, захватывает дух!

фотографии из личного архива Людмилы Якимовой

К публикации подготовила текст Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG