Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Богдана Ващенко: научиться видеть мир

О мифическом и научном взгляде на природу
15 Декабря 2021
Богдана Ващенко: научиться видеть мир

Богдана Ващенко – писатель, исследователь и путешественница, влюбленная в мир природы. Вместе с супругом-фотографом Виктором Лягушкиным она реализовала много журналистских и художественных проектов, получивших известность в России и за рубежом. Богдана уверена, что мир полон чудес, о которых важно рассказывать людям, чтобы они научились в них верить.

photo_eawf_0T.jpg Богдана Ващенко
писатель, научный журналист

Богдана Ващенко родилась и выросла в семье научных сотрудников, получила магистерскую степень физика-теоретика, но признается, что по профессии не проработала ни одного дня. И хотя для себя она выбрала совершенно другое направление деятельности, наука пригодилась ей в жизни.

Сегодня Богдана Ващенко является автором сотен публикаций в ведущих журналах мира, автором и редактором-составителем ряда научно-популярных книг, постоянным автором журнала National Geographic и членом общества экологических журналистов SEJ.

В интервью Global Women Media писатель-исследователь рассказала о своем новом большом проекте – книге «Беломорский бестиарий», поделилась взглядом на творческий и исследовательский процесс, опытом работы в разных погодных и природных условиях.

photo_eawf_02.jpg

– Богдана, как Вы пришли в журналистику? И насколько сегодня в профессии Вам помогает образование в области физики?

– В журналистику я пришла случайно. Это было около 15 лет назад. Я нашла себе подработку – писала небольшие материалы для сайта научного журнала. И как-то постепенно это превратилось в мою большую любовь к писательству, журналистике. Я поняла, что мне нравится выражать свои мысли, воплощать идеи именно в таком формате.

Сейчас я готовлю цикл материалов для портала «Такие дела» о Чукотке, где мы недавно побывали с супругом. У меня много публикаций в журнале National Geographic, в российском, американском и грузинском изданиях. Я пишу материалы, в которых стремлюсь раскрывать суть тех или иных явлений, встречающихся в нашем мире.

Наука по-прежнему занимает важное место в моей жизни, но это уже биология и экология.

Я не пишу материалы, связанные с физикой, потому что мне сложно объективно определить, какая информация будет интересна и понятна обывателю, а какая окажется скучной и излишне подробной.

Тем не менее я глубоко убеждена, что системное образование очень важно, оно формирует мышление человека, учит работать с материалами, концентрировать внимание, выделять из массы важное и ценное. Начитанность, образованность являются фундаментом внутренней культуры. Для журналиста это особенно важно: чтобы излагать свои мысли, нужно думать, а чтобы думать, нужно быть развитым, иметь достаточно ресурсов – «пищи» для ума.

Что касается журналистского образования, то у меня его нет. Я пишу как ученый. Хотя, думаю, если бы оно было, то я смогла бы избежать некоторых ошибок в профессии. Так что тем, кто только выбирает для себя сферу деятельности, я бы советовала получать хорошее образование. Я как-то видела интересную статистику, что 5% населения Земли способно добиться успеха, несмотря ни на что, только благодаря своему таланту. Это такие люди, как Коко Шанель. Еще 10% людей, обладающие талантом, могут стать великими в своем деле, но для этого им нужны помощь и поддержка. На мой взгляд, образование – это значительная часть той самой помощи.

photo_eawf_03.jpg

– Вы работаете в паре со своим супругом Виктором Лягушкиным. Как распределяются роли в проектах?

– Мы четко разделяем задачи и сферы нашей работы. Мне очень нравится такой подход, потому что он позволяет нам не конкурировать, а гармонично дополнять друг друга.

Когда долго работаешь в команде с одним человеком, начинаешь понимать его с полуслова, и совместная работа трансформируется в большой и интересный проект.

Так случилось и с нашим проектом – книгой «Беломорский бестиарий». Мы работали над ней втроем, вместе с нашим другом – художником Денисом Лотаревым. Нам давно хотелось сделать совместный проект. Мы чувствовали, что сможем хорошо дополнить друг друга. Каждый раз, когда мы собирались втроем, чтобы устроить творческий мозговой шторм, у нас рождались невероятные идеи.

У нас был совместный опыт работы с Денисом – он погружал под лед скульптуры, а я снимала об этом мини-фильм. И нам хотелось реализовать новый проект. Это желание и стало одной из «ниточек», приведшиъ к созданию «Беломорского бестиария». А еще у супруга было много хороших снимков, опубликованных в National Geographic, но он мечтал дать этой серии фотографий вторую жизнь, продолжить и развить проект.

photo_eawf_05.jpg

– А что лично Вас вдохновило, подвигло на создание книги?

– В журналистике есть определенные шаблоны, опираясь на которые, любой грамотный человек способен написать неплохой материал. Мне же хотелось внести в свою работу новаторство, живость, эмоции. Хотя, конечно, я понимала, что в научно-популярной журналистике сделать это достаточно сложно. И всё же я мечтала об этом.

Я много наблюдаю за собой и за другими людьми, мне интересно, как устроены мир, человек. Интересно, что внутри нас есть определенное разделение. Когда человек совсем маленький, родители и воспитатели зачастую объясняют ему, как устроен мир, буквально на пальцах, через сказки и мифы. И только по мере взросления у нас развивается научное мировоззрение. Однако то, что было заложено в сознание в детские годы, непременно остается с нами на всю жизнь.

Можно сказать, что в сознании каждого человека существует мифическое и научное мировоззрение, просто они разложены по разным «ящикам».

В большинстве случаев наука развенчивает мифы, стремится доказать нереальность сказочных явлений. И часто она «забирает» у человека восторг от познания мира, эмоцию, которую испытывают люди, столкнувшись с чем-то непонятным, неизведанным.

Мне захотелось вернуть восторг в научную журналистику, объединить две разные грани, не противопоставляя науку мифам и сказкам, а гармонично соединяя их в одно целое. Так родилась идея создать «Беломорский бестиарий».

photo_eawf_06.jpg

– Что такое бестиарий? Почему книга получила такое название?

– Бестиарий – это свод бестий с описаниями, средневековый атлас животных. Мне показалось, что это лучший формат для того, чтобы передать задумку. Текст книги состоит из дневниковых записей, многие из которых основаны на моих реальных заметках, но написанных таким образом, как будто современный мир исследует натуралист XVII века. Мы будто бы повернули время вспять, используя те термины и выражения, которые были присущи средневековым ученым.

Интересная история, связанная с концепцией книги, произошла, когда наш художник Денис Лотарев работал над рисунками. Денис сотрудничает с разными фондами, и в одном из них ему удалось найти книгу, написанную средневековым священником, который расследовал загадочную гибель команд двух английских кораблей в Белом море. Команда решила перезимовать на Кольском полуострове, но людей нашли мертвыми. Смерть их настигла внезапно – их тела застыли в разных положениях. Это была мистическая история, большая загадка XVI века.

Денис не думал о мистике и сюжете найденной книги. Его больше интересовали рисунки автора, который описывал события, происходившие на Белом море. Нас же с Виктором было интересно то восприятие мира, которое было присуще человеку, путешествовавшему по Белому морю несколько веков назад. В итоге мы отправились в сложную поездку и попытались пройти по следам экспедиции, чтобы описать словами ее участников то, что они видели, ту природу и живые организмы, с которыми они встречались на своем пути.

У нас получилась сказочная история о реальной жизни. Книга попадает под жанр мистического реализма, и я горжусь тем, что нам удалось создать такое произведение.

photo_eawf_07.jpg

– Как проходила экспедиция по Белому морю?

– Каждый из нас выполнял свое задание, решал определенные задачи. Виктор как фотограф размышлял и экспериментировал на тему о степени достоверности фотоизображений. Сегодня снимки являются одним из основных мерил достоверности информации. По ним даже типируют животных – если показать специалисту фотографию, то, вероятнее всего, он сможет определить, к какому виду принадлежит конкретное существо, запечатленное объективом камеры. Однако Виктор решил отнестись к вопросу не только с научной, но и с философской точки зрения, спросить себя и окружающих: всегда ли то, что мы видим на фотографии, действительно отражает реальность?

В нашей книге есть снимки демонов, бестий. Значит ли это, что они существуют на самом деле?

Денис вел исследовательский проект в другом направлении. Он понимал, что для средневекового художника рисовать слона и дракона было совершенно равнозначно, ведь ни того, ни другого существа он никогда не видел вживую. Перемешивая в книге изображения настоящих и выдуманных животных, Денис пытался ощутить эту разницу восприятия. Что-то он рисовал, исходя из собственной фантазии, что-то – опираясь на мой текст. Для него это тоже была очень интересная работа, по одним только записям он должен был представить себе, как описанное мог бы увидеть, воспринять и изобразить средневековый исследователь.

photo_eawf_08.jpg

– Почему именно демоны?

– Почему бы и нет? (Смеется). Здесь важно понимать, что демоны в нашей книге – не те существа, которых сегодня принято воспринимать как неких злых персонажей. Это мифические, сказочные существа.

Сейчас объясню, почему нам хотелось использовать такие образы. Я верю в то, что человек учится видеть мир в определенном направлении, этот взгляд формируется в зависимости от образа жизни и развитости сознания. Простой повседневный пример – люди, которые никогда не собирали грибы, приходя в лес, не замечают опят или подосиновиков под листвой. Они не привыкли выделять грибы из окружающего пейзажа, но это может измениться.

Умение что-то видеть в окружающем нас мире – это результат научения.

Есть мнение, что в Средневековье и в более древние времена люди действительно замечали загадочных существ и загадочные явления. Это происходило потому, что они были научены выделять их из окружающего пейзажа.

Да, наука говорит о том, что демонов в широком смысле слова не существует. Однако я не могу ни опровергнуть это утверждение, ни согласиться с ним. Возможно, мы просто закрыли для себя эту дверь восприятия. Наука описывает далеко не всё, что существует в мире. Сегодняшние знания, которые доступны человечеству, являются лишь островками в океане Вселенной. И от этого наш мир становится еще более интересным и загадочным.

photo_eawf_09.jpg

– «Беломорский бестиарий» не единственная Ваша книга. Есть ли проекты, которые Вы любите так же сильно, как этот? О каких книгах еще бы хотели рассказать?

– Я люблю всё, что делаю, и о проектах могу рассказывать много. Думаю, что стоит выделить книгу «Быть дельфином». Она тоже имеет для меня большое значение.

Многие любят дельфинов, но, как оказалось, нам не так много известно о них. В 2013 г. мы разговаривали с Александром Греком – в те годы он был главным редактором National Geographic в России. Он рассказал про свою мечту сделать три материала: про белок, дельфинов и ежиков. Это животные, которые известны всем, они вызывают умиление окружающих, но в научно-популярной журналистской среде про них нет ни одного качественного серьезного материала. Их жизнь никто и никогда не снимал, несмотря на то что они водятся повсеместно и знакомы нам с детства.

Мы подумали, что дельфины – определенно наша тема, так как многие съемки мы проводим под водой. Первым делом мы решили поинтересоваться, что же написано об этих животных в интернете. Выяснилось, что проблема не только с фотографиями. Информации было мало, а некоторые «факты» оказались просто притянуты за уши. И мы восприняли это как вызов.

Так родилась идея создать научно-популярный материал о черноморских афалинах – подвиде дельфинов-афалин, находящемся под угрозой исчезновения. Целый год мы собирали информацию, общались с ведущими специалистами в этой области, изучали научные труды, наблюдали за афалинами над водой и под водой и много снимали. Мы поняли, что идея действительно важна, потому что вокруг нас стали появляться нужные люди, неравнодушные к теме и готовые нас поддержать.

Мы собрали деньги на печать с помощью краудфандинговой платформы. Люди хотели, чтобы проект был реализован, и это самое ценное в нашей работе.

Список фактов о дельфинах, известный широкой публике, достаточно скудный: дельфины умны и добры, у них есть свой язык, они обращаются друг к другу по именам, постоянно спасают утопающих, а в Индии их признали личностями.

В процессе работы над проектом я была восхищена этими животными. Дельфины действительно очень умны, однако они оказались не такими, какими их представляют многие из нас. Вместе с тем, посмотрев на то, как живут и общаются между собой дельфины, я многое узнала о природе человека. Их взаимодействие, социальная структура напоминают «недостающие звенья» нашей жизни. Словом, работа над проектом нас серьезно обогатила, и мы еще долго обсуждали с супругом всё, что увидели и узнали. Дельфины продолжают мне сниться до сих пор.

photo_eawf_10.jpg

– У всех Ваших проектов прослеживается мощный продуманный концепт. Долго ли вынашиваются идеи?

– По-разному. Бывает так, что идея рождается сразу и потом мы лишь корректируем ее в процессе реализации проекта. Бывает, что мысли формируются на протяжении долгого периода.

Любой проект требует огромного количества ресурсов – не только материальных, но и связанных с распределением времени, сил, внимания. Поэтому для нас важно тестировать наши идеи до того, как приступать к их реализации. Когда нам в голову приходит какой-то творческий замысел, мы делимся своими мыслями с друзьями, знакомыми, чтобы посмотреть на их реакцию. Если им нравится то, о чем мы говорим, значит, у идеи есть внутренняя энергия, если наши слова никого не воодушевляют, то мы стараемся не тратить время и силы на этот проект.

– Вы очень много путешествуете…

– Можно было бы поменьше! (Смеется). Иногда очень хочется посидеть дома, отдохнуть, посадить морковку в огородике…

Путешествия – наша работа, очень непростая и энергозатратная. Это не отдых в отеле. Мы работаем по 18 часов в сутки, и хорошо если отель всё-таки есть, тогда мы можем высыпаться в комфортных условиях. Однако в основном это происходит по-другому: в палатке и без удобств.

Мы работаем с природой, и это значит, что мы должны быть готовы к любым погодным условиям. У нас ограничено время, и мы не можем ждать, даже если на улице дождь, метель или ураган.

Из поездок мы обычно буквально приползаем домой. Насколько бы мы ни любили свое дело, путешествия очень выматывают. В поездках нам приходится очень много общаться с людьми, в основном с исследователями и учеными. Это очень интересно, но требует огромного количества энергии.

photo_eawf_11.jpg

– И всё же есть ли еще такие места, где Вы хотели бы побывать? Может быть, какие-то пока не изведанные Вами страны?

– Мы очень много ездим по России, и в наших планах продолжить путешествовать по стране. Во-первых, нам кажется бессмысленным ехать на Мальдивы или в Индонезию, где есть свои фотографы и писатели. Они гораздо глубже нас погружены в культуру и историю места, лучше знают язык и имеют больше контактов с людьми, которые способны помочь им реализовать проект.

Во-вторых, Россия – идеальное место для нашего творчества. Мы любим работать в воде, а здесь для этого много возможностей. Страну омывают моря, часть которых еще не снята нашими коллегами. Например, в этом году мы приехали с Чукотки и стали первыми фотографами, которые привезли большую серию профессиональных снимков с Берингова моря.

И, наконец, у России потрясающая природа. Зачем искать клад где-то далеко, когда у тебя под носом такое богатство?

– Что для Вас значит искусство?

– Я никогда не воспринимала то, чем занимаюсь, как искусство в стандартном понимании этого слова. Я просто делаю то, что я делаю, и получаю от этого удовольствие. Для меня это важно и ценно, и я бы продолжила этим заниматься, даже если бы не получала от этого никакого денежного вознаграждения.

Вся моя работа – это абсолютно творческий процесс. Я могу сравнить себя с художником, который увидел у себя в голове картину и просто не может ее не воплотить в жизнь. Эта идея не оставляет его в покое – он не может не творить. Как автор я испытываю похожие ощущения.

– Как бы Вы сформулировали свою социальную миссию?

– Мы находим удивительные, малоисследованные или недостаточно описанные явления нашего мира и рассказываем о них окружающим. Тем самым мы не просто просвещаем аудиторию, а, хочется верить, меняем восприятие, отношение людей к тому пространству, в котором они живут.

Что касается лично меня, то я искренне верю, что журналистика, писательство, слово меняют мир. Я стараюсь создавать такие тексты, которые найдут отклик, помогут решить проблему.

Например, наша первая книга «Ординская пещера. Познание», без преувеличения, позволила решить важную задачу. Ординская пещера находится на Урале и является самой длинной подводной гипсовой пещерой в мире. Однако даже сами жители региона не знали о ее ценности, поэтому прямо над пещерой много десятилетий существовала свалка, которая пропитывала почву и отравляла воды. После выхода нашей книги, когда люди и органы власти узнали о том, какой уникальный природный объект расположен в их местности, проблема решилась очень быстро. Свалка была ликвидирована, а территория приведена в порядок.

Еще одна похожая история произошла в Грузии. В местном издании National Geographic был опубликован мой материал о пещере Прометея. Это популярное место для экскурсий, но из-за неправильно установленных источников искусственного света уникальный природный объект стал разрушаться. В пещере начали расти наземные растения, вредные не только для почвы, но и для того уникального животного мира, который развивался под землей миллионы лет. После выхода в свет моего материала в пещере провели реорганизацию освещения.

Хотя, конечно, за годы работы случались и неудачи. Например, когда я писала статью о Байкале, я надеялась, что решится вопрос со сбросом сточных вод в озеро и с незаконным строительством в охранной зоне ближе 500 м, тем более что такое строительство было незаконным – на 500 км вокруг простиралась охраняемая зона. Однако пока проблема не решена. Но выпавшее из наших рук «знамя» подхватил фонд «Озеро Байкал». И сейчас над решением проблемы думает целый ряд ученых.

Неудачи случаются, но удач больше. Значит, моя работа не бесполезна.

photo_eawf_04.jpg

– У нас есть традиционный вопрос: что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Верить в себя и никогда не отказываться от своей мечты.

– Какая у Вас мечта? Она уже реализована или находится в перспективе?

– Она реализуется. Я мечтаю делать то, что делаю. Возможно, со временем мне захочется изменить формат творчества, но, думаю, это всё равно будет рассказывание историй. Например, сейчас мне еще очень интересно снимать видео. И я рассматриваю это, как и писательство, как нечто продолжительное во времени, описание мира в развитии, с завязкой, кульминацией и развязкой. Возможно, я найду какие-то еще близкие и интересные мне способы выражать себя, рассказывать окружающим о чем-то важном. Поживем – увидим.

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG