Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Творчество – способность выражать состояния в формах

Художница Татьяна Клят о телесности и чувствах
11 Марта 2022
Творчество – способность выражать состояния в формах

Global Women Media продолжает публиковать интервью с авторами самых интересных работ, представленных на выставке «2072: ПРОГНОZ». Так, художница Татьяна Клят, погруженная в тему телесности и материнства, в рамках своего творческого исследования предложила альтернативный вариант воспроизведения человеческого рода. В своих работах она рассуждает о физиологических, эмоциональных и психологических состояниях человека.

Татьяна-Клят_0T.jpg Татьяна Клят
современный художник, дизайнер, скульптор

Татьяна Клят входит в топ-100 молодых современных художников России по версии известного в творческих кругах портала InArt. Ее работы представлены в ведущих галереях Москвы, а скульптуры и графика находятся в Фонде Зверевского центра современного искусства, в частных коллекциях.

В интервью Global Women Media художница рассказала о темах, которые затрагивает в своем творчестве, о критериях оценки современного искусства, поделилась важными мыслями о будущем.

Татьяна-Клят_02.jpg

– Татьяна, с чего начался Ваш путь в современном искусстве? Почему Вы решили связать свою жизнь с творчеством?

– Сегодня я позиционирую себя как современный художник и скульптор, работаю с плоскостными изображениями (графикой) и объемами – леплю из глины, занимаюсь керамикой, создаю формы из гипса.

Пять лет назад, когда я только начинала погружаться в сферу искусства, я занималась абстрактной живописью. Тогда для меня это был наиболее понятный и доступный способ выражения внутренних состояний, эмоций через визуальную составляющую. И в этом плане абстрактная живопись мне до сих пор интересна, я ее хорошо понимаю и чувствую.

Творчество – важная часть моей жизни, благодаря ему я могу выразить в художественной форме накопленный эмоциональный опыт и смыслы, выйти за рамки строгого рационального и логического мышления.

Для меня как художницы важно, чтобы в диалоге между искусством и зрителем возникло чувство узнавания, когда человек, глядя на работу, думал бы: «кажется, это про меня», или «я интуитивно чувствую, о чем эта работа», или «с этой частью жизни я знаком». Через искусство люди могут лучше понимать себя, чувствовать общность и сопричастность к чему-то большему в мире, иногда находить утешение и сопереживать.

Бывало, что мое искусство не нравилось зрителям или вызывало негативные реакции. У меня есть объекты, формы, которые нельзя назвать красивыми в классическом смысле этого слова. Однако если человек не прошел мимо, а остановил свое внимание на работе, то это значит, что она соприкоснулась с чем-то важным в его душе. Это гораздо значимее, чем создавать просто красивые вещи.

Когда я была резидентом Открытых студий на «Винзаводе», каждый желающий мог посмотреть не только на мои готовые работы, но и на процесс их создания. Часто люди комментировали мои рисунки и скульптуры, давая совершенно разные трактовки увиденного. Всегда интересно, что говорят зрители. Если люди реагируют на работу художника, значит, художник идет по верному пути.

Татьяна-Клят_04.jpg

– Какие темы Вы затрагиваете в своем творчестве?

– Сначала мне было довольно сложно формулировать темы, с которыми я работаю. Со временем я «нащупала» то, что для меня важно. Мои работы связаны с телесностью. Когда я леплю, я часто создаю антропоморфные фигуры, похожие на тело человека или передающие те состояния, позы, которые оно может принимать.

Тема телесности в моей практике – история про то, как мы чувствуем свое тело изнутри, как мы чувствуем себя в теле.

В частности, мне, конечно, больше близка и понятна тема женской телесности. Сейчас она становится всё более актуальной и развернутой в искусстве и обществе в целом – фокус постепенно смещается с созерцания внешности на понимание того, как женщина проживает всё изнутри. Мы действительно очень сложно устроены, и порой нам самим непросто объяснить словами то, что мы чувствуем. Мне нравится передавать эти ощущения через материал, лепку и рисование.

Кроме того, мне как маме двоих детей очень близка тема материнства – в самом широком смысле слова. Этот процесс сильно влияет на женщину, меняет ее тело, сознание, отношение ко многим вещам. В своих работах я рассуждаю о том, что значит быть матерью, о том, какой это большой физический, эмоциональный и психологический труд, и о том, что значит материнство для человечества в целом. Это очень глубокая тема, о которой важно и нужно говорить, показывая ее не только с «глянцевой» стороны.

Татьяна-Клят_05.jpg

– Какие проекты сегодня являются для Вас наиболее значимыми?

– Я люблю проект, который я представила на выставке «2072: ПРОГНОZ». Это моя фантазия о том, как будет развиваться индустрия, связанная с вынашиванием детей вне человеческого тела. Эта серия называется «Воспроизводство будущего», в нее входят пять работ, две из которых можно увидеть на выставке. Скульптуры, напоминающие яйца, – как форма, в которой могут зарождаться и выращиваться плоды, и графический триптих «Смотрители» – как отдельная профессия или каста людей, которые контролируют и охраняют все процессы, связанные с рождением детей. Смотрители похожи на властные двойственные фигуры – они могут стать опорой для человека или, наоборот, силой, которая своим могуществом подавляет его.

Так как зарождение жизни – это всё же сакральный процесс, я хотела создать такие образы, которые внушали бы одновременно благоговение, трепет и ужас.

Кроме представленных на выставке «2072: ПРОГНОZ» работ проект также включает графические зарисовки из серии «Ткани» и большую интерактивную скульптуру, напоминающую утробу матери или пещеру, где человек может почувствовать себя в безопасности.

Утроба матери – место спокойствия и умиротворения, состояния, которого не хватает современному человеку. Я решила искусственным, творческим способом создать место, где люди могли бы хотя бы на короткое время побыть в тишине наедине с собой.

Для меня этот проект оказался важен в том числе потому, что в нем я смогла емко сформулировать темы, с которыми я хочу работать в дальнейшем. Кроме того, многие мои работы из этой серии стали узнаваемыми зрителем.

Татьяна-Клят_06.jpg

– Вы много говорите о человеческих взаимоотношениях. Вместе с тем будущее у большинства людей ассоциируется с развитием технологий, искусственного интеллекта. На Ваш взгляд, как будут выстраиваться отношения людей с «умными помощниками»?

– Технологии очень быстро проникают в нашу жизнь. Тот прогресс, который мы сейчас наблюдаем, сильно «высвобождает» человека, дает ему много возможностей проживать жизнь так, как он хочет. И хотя мы видим много фильмов и книг, в которых представляются апокалиптические сценарии развития событий и техногенные катастрофы, я в них не верю. Думаю, технологии навсегда останутся подспорьем для человека – инструментами, облегчающими нашу жизнь.

Правда, есть и обратная сторона в использовании технологий – это вынужденное расчеловечивание людей при взаимодействии с «умными» устройствами. Например, сегодня мы часто вынуждены общаться по телефону не с живым оператором, а с голосовым помощником, который следует своим алгоритмам и часто не понимает наших потребностей, не может быстро, гибко и с индивидуальным подходом решить нашу проблему. И мы вынуждены к нему приспосабливаться, ждать, терпеть, подстраиваться под устройство. В разговоре с нейросетью мы невольно формируем привычку говорить «по шаблону». Там, где искусственный интеллект заменяет живого человека, есть опасность почувствовать себя не активным субъектом, а объектом, через которого техника реализует свои программы. Здесь, конечно, важно не потерять себя, постоянно помнить о том, что для нас на самом деле ценно.

– Каким Вы видите мир через 50 лет?

– Мне трудно делать прогнозы на такую долгосрочную перспективу, правильнее сказать, что я фантазирую, опираясь на свое видение существующей реальности. Я думаю, художники – это люди с повышенной чувствительностью к действительности, они могут замечать и чувствовать процессы в обществе еще до того, как они становятся явными и озвученными. Поэтому мой личный страх относительно будущего – перестать быть созвучной миру, не успеть за быстро ускоряющейся реальностью.

Так происходит, например, когда мы, становясь старше, рискуем застрять в восприятии меняющегося мира по шаблонам прошлого и становимся непроницаемыми для всего того нового, что преподносит жизнь. Это касается глобальных изменений, этики, технологий. Мы привыкаем к устойчивости, у нас формируются привычки, нам проще решать задачи традиционными способами.

Я как-то смотрела интервью с режиссером Алексеем Балабановым – человеком, который в 1990-е годы снимал фильмы, имевшие большой резонанс и точно описывавшие российскую реальность того времени. В интервью он рассказывал, что стал меньше заниматься творчеством, потому что перестал понимать и остро чувствовать, что происходит в мире, он перестал быть современным. Вот и я боюсь не успеть за реальностью, потерять живую и тонко настроенную связь с ней.

Татьяна-Клят_08.jpg

– Что Вы считаете самым интересным в современном искусстве?

– Мне сложно делить искусство на хорошее и плохое. Я не искусствовед, поэтому опираюсь не на критерии оценки, а на свое субъективное восприятие – нравится или нет.

Когда я смотрю на произведение искусства, я всегда пытаюсь почувствовать и понять то, что происходило внутри художника, когда он его создавал. Для меня важно, что чувствовал человек, в каком состоянии он находился. Если на уровне подсознания я ощущаю, что художник прожил свое произведение, перенес в него искренние чувства и эмоции, то для меня его работа интересна. Через нее я будто бы попадаю в его мир, и это трогает меня до глубины души.

Хотя, конечно, у меня есть определенное представление о дискурсах современного искусства, понимание исторического контекста, знания в области теории искусства. Это всё тоже имеет значение при знакомстве с произведениями. И всё же лично для меня главное в работе – искренность, которая дает зрителю возможность прожить опыт художника.

– Кто такой, в Вашем понимании, художник? В чем его главная сила?

– Думаю, все люди на Земле в той или иной степени способны ощущать, считывать бессознательные контексты – как индивидуальные, так и коллективные. При этом, конечно, последние уловить несколько сложнее, для этого необходима определенная интуиция.

На мой взгляд, хороший художник – тот, кто способен очень чутко считывать коллективные бессознательные контексты, замечать, что важно, интересно и ценно для окружающих людей, что их волнует, и выражать эти темы в своем творчестве.

– Что Вас вдохновляет?

– Отклик людей на мои работы. Меня вдохновляет само осознание того, что люди ходят на выставки, где представлены мои работы, смотрят на них, чувствуют их, реагируют на них.

В моих работах отражен мой внутренний голос. И если есть люди, которые реагирует на заложенные мною смыслы, значит, искусство, которое я делаю, имеет ценность.

Что касается вдохновения для новых проектов, то многие образы рождаются со временем из синтеза, анализа того, что я видела раньше и что не оставило меня равнодушной. Например, я очень люблю ходить в музеи и галереи современного искусства, «считывать» визуальный язык других авторов. Это наполняет меня и позволяет генерировать новые идеи.

Татьяна-Клят_07.jpg

– Что бы Вы пожелали людям всего мира?

– Я бы пожелала людям сострадания. Это ключевое качество, на котором держатся наш мир, все взаимоотношения и коммуникации, в том числе те, которые происходят через искусство.

Сострадание позволяет одному человеку представить себя на месте другого, быть милосердным, лучше понимать и принимать тех, кто не похож на нас самих. Тогда мы начинаем расширять собственные границы восприятия и относиться ко многим вещам с сочувствием, а не с осуждением. Мне кажется, современный мир очень в этом нуждается.

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG