Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Цветы жизни» Людмилы Аношенковой

Мультимедиа-художник о «мягком» взгляде на острые вопросы
25 Марта 2021
«Цветы жизни» Людмилы Аношенковой

Людмила Аношенкова – мультимедиа-художник, она создает творческие проекты с помощью акварели, масла, текста, анимации и даже приложений в смартфоне. Ее работы политичны, глубоки, социальны, но при этом очень изящны и аккуратны. Людмила видит свой путь в силе «маленьких шагов», осознавая, что говорить о вечном или современном можно, как стоя с рупором, так и в тишине художественной студии.

Аношенкова_0T.jpg Людмила Аношенкова
мультимедиа-художник, арт-блогер

Людмила Аношенкова – художник с достаточно нетипичным образованием. Она окончила экономический факультет и добилась значительных успехов в финансовой сфере. Вместе с тем девушка всегда ощущала тягу к искусству и творчеству, поэтому параллельно с работой осваивала совершенно новую для себя сферу деятельности. Так, Людмила окончила сначала «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства, затем – Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. Два года художница проходила обучение в Академии изобразительных искусств в Вене.

Всё это позволило Людмиле не только прийти в искусство осмысленно и целенаправленно, но и сформироваться как многосторонняя личность со «сбалансированным интеллектом». Многие проекты художницы объединяют в себе чувственность и рационализм, эмоциональность и глубокий контекст. Сегодня Людмила Аношенкова в большей степени занимается живописью, но не ограничивается только этим направлением, позиционируя себя как мультимедиа-художник.

Аношенкова_02.jpg

– Людмила, какие творческие проекты являются для Вас наиболее значимыми сегодня?

– Если говорить в глобальном смысле, то мне как художнику хотелось бы внести свой вклад в историю искусства, «освежить» язык живописи. Отчасти на это направлены многие мои работы.

Сейчас я уделяю много внимания проекту «Цветы жизни». Через изображение растений на холстах я стремлюсь показывать личные истории художников. Вместе с тем это достаточно глубокий проект, в рамках которого я также демонстрирую персональное политическое бессилие, тупик в артикуляции художественной задачи, неспособность сопротивляться системе.

Аношенкова_03.jpg

Серьезное впечатление на меня произвела история одного немецкого художника-экспрессиониста – Эмиля Нольде. Он состоял в Национал-социалистической рабочей партии, писал доносы и открыто заявлял о превосходстве германского искусства. Несмотря на это, в 1937 г. его работы объявили дегенеративными, а самому художнику запретили заниматься творчеством. Тогда он уехал в деревню и разбил там сад, где тайно рисовал цветы и закаты. Свои работы он закапывал в землю под кустом, а в качестве материалов использовал не масло, а акварель, не имеющую особенно выделяющегося запаха. Рисование помогало Эмилю Нольде обуздать гнев и остудить патриотический пыл.

Я тоже часто изображаю на своих работах именно цветы. Меня волнуют острые темы, в том числе политические, но мне бы хотелось говорить о них «мягко», через искусство и истории, а не вступая в разрушающую борьбу.

Аношенкова_08.jpg

Еще мне очень интересен жанр мокьюментари. Он предполагает описание через разные виды искусства вымышленных историй, поданных в документальном формате. В этом направлении был создан мой проект «Коробочка». В качестве визуальной составляющей выступила красивая шкатулка из-под китайского чая, в которой были собраны маленькие акварельные картинки с цветами. Нарративным элементом стала история, которую я придумала под впечатлением от реального случая. В Китае есть крупная компания, на конвейерах которой работает огромное количество людей. Эти сотрудники живут в крошечных комнатах общежития и, по сути, не видят ничего, кроме унылых стен завода и своего жилища. За короткий период времени на территории компании покончили жизнь самоубийством более 10 человек. Я написала историю о том, что купила коробочку с акварельными цветами в интернете за смешную цену. Мне было интересно узнать, кто нарисовал эти работы и почему их продают так дешево. Оказалось, что акварели принадлежали одному из сотрудников того самого производства. Вероятно, именно рисование долгое время помогало ему справляться с нагнетающей атмосферой реальности.

Аношенкова_05.jpg

– То есть Вы художник, который доносит свои мысли до аудитории не только через картины, но и через текст?

– Да, я называю это нарративом. Когда меня приглашают принять участие в выставках, я часто сопровождаю все свои визуальные работы текстами. Они помогают зрителю расшифровать мои замыслы и идеи, с одной стороны, а с другой – являются продолжением, гармоничной частью цельного произведения.

В некоторых проектах такие нарративы играют ключевую роль. Например, однажды я проводила большое исследование, посвященное теме самореализации женщин-матерей в искусстве. Я решила сделать это после того, как большой резонанс в обществе получило высказывание художницы Марины Абрамович, заявившей в одном из интервью о том, что отсутствие у нее детей – это осознанный выбор. Для нее было важнее реализовать себя в искусстве, что требовало огромного количества сил, внимания и времени. Еще одним толчком к созданию проекта для меня стала история другой знакомой художницы, которая встретилась со сложностями в профессиональной среде после рождения ребенка: ей отказывали в сотрудничестве, ссылаясь на то, что она была матерью-одиночкой и не имела возможности «полноценно» погрузиться в творчество.

Аношенкова_06.jpg

Тогда я стала брать интервью у художников – не только женщин, но и мужчин. Мы обсуждали те сложности, с которыми сталкиваются родители-художники. Оказалось, что проблемы действительно существуют. И именно интервью стали ключевой частью моего творческого проекта.

Искусство – это очень эффективный инструмент воздействия на людей и их мышление. Через свое творчество художник способен обратить внимание человечества на те вопросы и проблемы, которые волнуют в том числе его самого. И сегодня для этого существует огромное количество форматов и материалов.

Аношенкова_04.jpg

– Вы ведь и сами не только художник, но и мама. Как Вам удается совмещать две эти ответственные роли?

– К счастью, у нас в семье четко выстроены партнерские отношения. Мой муж очень ценит мой труд – я воспитываю двоих детей, и он считает это полноценной работой.

Конечно, заниматься творчеством в таких условиях непросто, ведь оно требует полного погружения, концентрации, определенной отвлеченности от реальности. Однако отказаться от искусства я не могу. Творчество для меня – это жизненно важная потребность, возможность отдохнуть душой и способ реализовать свои амбиции. Поэтому я всегда стремлюсь находить время и возможность уединиться в мастерской, которую арендую с другими художницами.

Аношенкова_07.jpg

– Воспитываете ли Вы любовь к искусству в своих детях?

– Я стремлюсь постепенно вовлекать их в мир искусства. Мы ходим в музеи и галереи. Недавно вместе с дочерью мы участвовали в проекте-выставке, которую организовал «Дом Н.В. Гоголя» в Москве. Концепция заключалась в том, что дети художников рисовали своих родителей, а родители-художники – своих детей. Дочка изобразила меня на большом холсте, а я сделала маленький коллаж. Так у нас получился совместный гармоничный проект.

Для меня в целом очень важно заниматься просветительской деятельностью. Я когда-то сама была девочкой из небольшого подмосковного городка, которая мало что понимала в искусстве. Сейчас стыдно сказать, но в ранней юности я не знала даже основ, связанных с творчеством великих художников. Только получив специальное образования, я поняла, насколько важную роль для человека может играть культура.

Аношенкова_09.jpg

Мне не дает покоя тот факт, что в современном мире, переполненном информацией, до сих пор не существует достаточного количества качественных источников знаний об искусстве, способных увлечь и заинтересовать молодежь.

Именно поэтому я решила создать свой блог в Instagram. В этом проекте мне удалось объединить графическое искусство, мультимедийное творчество и художественное образование. Я создаю анимированные посты, которые дополняю интересными фактами и текстами. И хотя, конечно, развитие блога требует огромных усилий, на которые у меня не всегда хватает времени и энергии, я рада, что могу внести хотя бы каплю чистой воды в такое «культурно-просветительское» море.

Аношенкова_10.jpg

– Что бы Вы хотели пожелать женщинам всего мира?

– Я бы пожелала им никогда не становиться заложниками обстоятельств или своего положения. Никогда не стоит бояться расширять перед собой границы, если есть ощущение, что вас в чем-то ущемляют или ограничивают.

Занимайтесь тем, что откликается в вашем сердце и несет ценность для мира. Шаг за шагом плавно идите к цели, не отступайте от своих принципов, и тогда ваш голос обязательно будет услышан.

Такую концепцию я закладываю и в свое творчество. Я не борюсь и не призываю к борьбе, хотя нередко затрагиваю достаточно острые темы. Современное искусство – это не просто о красоте или оригинальности, это о смыслах и идеях. И главная ответственность художника заключается в том, как и о чем он будет говорить через свои работы. 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG