Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Несерьезные игры на серьезные темы

Художник Василиса Лебедева о форматах современного искусства
23 Апреля 2021
Несерьезные игры на серьезные темы

Василиса Лебедева – современный художник, использующий в своем творчестве интерактивные и яркие форматы. Она отмечает, что большинство проектов создает не столько она сама, сколько зрители. Василиса уверена: задача искусства – натолкнуть человека на размышления, ощущение конкретных чувств и эмоций. В своих работах она предлагает зрителям получить уникальный опыт и пережить определенные ситуации через игру или соприкосновение с предметами.

v_T.jpg Василиса Лебедева
современный художник, дизайнер

Василиса Лебедева получила образование журналиста, защитила кандидатскую диссертацию по филологии и некоторое время работала на телевидении. Однако очень скоро она решила кардинально сменить профессию, выбрав для себя сферу искусства. Василиса прошла вводные курсы в Британской школе дизайна, работала декоратором витрин, съемок, создавала оформление для фотосессий, кино и иммерсивных театральных постановок, позже вместе с сестрой запустила авторский бренд одежды.

Девушка много путешествовала по миру, посещала музеи и галереи, занималась самообразованием в области искусства, а всё свободное время посвящала творчеству. К 2019 г. ей удалось сформировать достаточно внушительное портфолио и поступить сразу в два учебных заведения: в школу «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства и на специализированный курс в Британской школе дизайна. С тех пор образовательная, выставочная и творческая деятельность Василисы только набирала обороты.

VL_02.jpg

Сегодня художница является участницей большого количества групповых выставок, привлекая интерес зрителей интерактивным подходом в создании проектов. Каждая инсталляция Василисы Лебедевой – это не просто арт-объект, а диалог, принять участие в котором может любой желающий.

– Василиса, что Вы считаете самым интересным в современном искусстве? Чем оно увлекло именно Вас?

– Мне нравится, что современные художники совершенно не ограничены в выборе материалов и медиума для творчества, им не обязательно придерживаться конкретного стиля, соблюдая все критерии. В современном искусстве на первый план выходят взгляд человека на мир, его позиция по отношению к тому или иному вопросу. И уже исходя из выбранной темы, автор сам подбирает способы выражения своих мыслей.

VL_03.jpg

В классическом искусстве существует определенный культ красоты, прославление ощущения прекрасного. Современное искусство не всегда эстетично. Оно скорее служит зеркалом, отражающим жизнь человечества на ближайшем отрезке времени.

Есть «вечные», всегда актуальные вопросы, которые ярко представлены, в том числе в классическом искусстве. Однако мир не стоит на месте, появляются новые возможности, вызовы и темы для рассуждений. И именно искусство способно помочь человеку осмыслить происходящее.

У меня как у художника в процессе творчества идет бесконечная внутренняя работа. Размышляя над той или иной темой, я начинаю смотреть на многие вещи с новой для себя стороны, формулирую свою позицию, думаю о позиции других людей, осмысляю жизнь и саму себя. Это не просто увлекает, а захватывает.

VL_04.jpg

– Какие темы Вы затрагиваете в своем творчестве? Почему они особенно важны для современного мира, на Ваш взгляд?

– Мне бы очень хотелось, чтобы мое творчество каким-либо образом способствовало решению проблем, существующих в современном мире. К сожалению, я не могу повлиять на изменение политической или экономической ситуации, спасти леса от пожаров, ледники от таяния, а людей от болезней или несчастий. Однако с помощью своего творчества я имею возможность вступить в диалог со зрителем, соприкасающимся с моими работами.

VL_05.jpg

Одна из важнейших тем для меня сегодня связана с осознанностью. Я думаю, многие проблемы современности нам удалось бы решить, если бы мы, люди, стали осознанно относиться к себе, своей жизни и поступкам. Когда человек умеет слушать свой внутренний голос, чувствовать свои истинные желания и потребности, удовлетворять их, не действуя при этом никому в ущерб, он становится счастливее. Такие люди, как правило, несут в себе меньше вреда для себя и окружающих.

Через свои работы я предлагаю людям прислушаться к внутреннему голосу, обратить внимание на свои мысли и чувства, расширить для себя палитру возможностей ощущать мир «по-разному» и принимать эти ощущения.

VL_06.jpg

– Многие Ваши проекты представляют собой игру, основанную на взаимодействии со зрителями. Почему Вы выбрали такой формат? Что дает такое взаимодействие?

– Я верю, что каждый человек в душе является ребенком независимо от своего возраста и социального статуса. Нам мало видеть перед собой объекты, нам хочется с ними взаимодействовать, трогать их, переставлять местами и принимать участие в трансформации. Взрослые тоже любят играть, как бы они это ни скрывали.

В современном искусстве часто используются форматы, которые задействуют сразу несколько органов чувств человека. Это позволяет зрителю не просто посмотреть на картину и прочитать экспликацию, а прожить ситуацию.

Мы можем иметь определенное отношение к ситуации гипотетически, но можем поменять его, став непосредственным участником. Формат игры позволяет человеку взглянуть на вопрос «изнутри»: не просто поразмышлять со стороны, а ощутить свои эмоции и чувства от соприкосновения с предметом. Это возможность честно услышать самого себя и сформировать свое мнение по конкретному вопросу.

VL_07.jpg

Например, у меня есть серия тканевых работ «Не кукла», и каждый желающий может примерить на текстильный манекен разные образы. Процесс напоминает игру в бумажную куклу, для которой девочки в детстве вырезали наряды. Тем самым  я предлагаю человеку подумать о том, насколько он готов оказывать влияние на других или ощущать на себе воздействие извне.

Многие мои проекты сделаны с юмором. Мне не хотелось акцентировать внимание на назидательности, и выбранный формат позволил избежать лишнего пафоса. Дети получают ценный жизненный опыт именно в игре – и делают это с удовольствием. Взрослые могут получить от игр не меньше пользы. И я стараюсь показать это через форматы современного искусства.

VL_08.jpg

– Как рождаются такие интересные идеи проектов?

– Очень спонтанно и необычно. (Смеется.) У художников есть разные методы разработки концепций проектов. Обычно они размышляют о вопросах, над которыми хотят работать, проводят исследования, создают эскизы с примерами реализации идеи. Для меня такой способ редко становится эффективным. Чаще всего идеи приходят внезапно, например, во время медитации по утрам.

Иногда создание проекта необходимо для решения конкретной задачи. Я проходила много обучений, и на одном из занятий мы разбирали тему феминизма в искусстве, после чего нам предстояло выполнить самостоятельную творческую работу. В то время мир переживал пик пандемии, все находились в условиях вынужденной самоизоляции. Я, как и многие другие люди, ощущала нехватку общения, поэтому решила сделать себе «подругу». Так появилась тканевая кукла She в полный человеческий рост.

VL_09.jpg

Еще один случай, когда идея родилась как ответ на поставленную задачу, произошел в рамках сотрудничества с Московским музеем современного искусства (ММОМА) во время open call на тему «Человек общающийся».

У меня родилась мысль о том, что для качественного общения с внешним миром человеку необходимо в первую очередь научиться общаться с самим собой.

Я решила, что мне нужно создать проект, который позволил бы людям оказаться наедине с собой. В голове родилось около пяти разных образов, и самым последним из них был быстрый эскиз буквально «на коленках» – большие коконы, свисающие с потолка. Мне казалось, что для выставки такой формат будет неудобен и непривычен, к тому же инсталляция занимала бы много места. Однако именно эта идея была принята музеем и реализована в пространстве. Я тогда была очень удивлена. Оказалось, что иногда бывает полезно абстрагироваться от рамок и стереотипов, дав себе полную свободу творчества.

VL_010.jpg

– Как, на Ваш взгляд, искусство воздействует на человека? Зачем нужно ходить в музеи и галереи?

– Если говорить о выставках современного искусства, то как раз важна тема «отзеркаливания» момента, в котором мы живем. К тому же люди часто увязают в рутине, рабочей суете и бытовых проблемах, замыкаясь на собственных ценностях и расставленных приоритетах. Это иногда не позволяет видеть картину мира целиком. Современное искусство помогает человеку посмотреть на ту или иную ситуацию «чужими» глазами – глазами автора, имеющего иной опыт и восприятие.

У художников хорошо развита интуиция. Иногда в своих работах они затрагивают те темы, которые будут актуальны в будущем. Я бы сказала, что поход на выставку современного искусства дает возможность получить прогноз – не от политика или социолога, но от человека, который мыслит образами и через них осмысляет происходящее в мире.

VL_011.jpg

Искусство провоцирует людей на размышления и действия. Поэтому, на мой взгляд, в музеи и галереи нужно ходить за эмоциями, ощущениями и «свежими» мыслями.

Я с удовольствием хожу в том числе в галереи с произведениями классического искусства. Это дарит мне вдохновение и ценный опыт.

VL_012.jpg

– Большая часть людей, привыкших к традиционным формам искусства, иногда с непониманием относятся к инсталляциям и перформансам современных авторов. Всё ли современное искусство, на Ваш взгляд, можно считать искусством?

– И классическое, и современное искусство, бесспорно, имеют свою ценность. Во многих университетах будущих художников обучают по строгим канонам, ориентированным на технологии и техники мастеров прошлого. Подобный опыт очень важен, но зачастую в таких ситуациях он никак не соприкасается с тем, что происходит в мировом современном искусстве сейчас. Когда художник ограничен жесткими рамками академичности, ему сложно открывать что-то новое, экспериментировать и отображать в своих произведениях мир таким, каким его видит именно он.

Современному художнику нужно знать и понимать, что было в искусстве до него и что происходит в искусстве сейчас.

Насколько все современные произведения можно считать искусством? Мои преподаватели учили, что искусством является всё то, что художник называет произведением искусства. И дальше можно лишь дискутировать о том, насколько качественно то или иное произведение.

Для меня важно, чтобы произведение было не «вторичным», не было создано только «для красоты» или коммерческого успеха. В произведении искусства художник должен разрабатывать какую-то свою художественную задачу, исследовать свою практику, а не штамповать успешный прием.

VL_013.jpg

– Как научиться понимать современное искусство?

– Во-первых, понять и принять тот факт, что это будет непростой путь. (Смеется.) Возможно, стоит купить краткий справочник современного искусства. Многие произведения становятся гораздо понятнее, если зритель имеет представление об особенностях того или иного направления. Например, нет смысла искать нарративы в минимализме. Это направление предполагает другой взгляд на мир.

Для понимания современного искусства зрителю необходимо приложить определенные усилия. Ему важно быть подготовленным: не только знать о том, что происходило в искусстве в последние десятилетия, но и чувствовать ситуацию в современном мире и обществе.

Важно быть готовым к тому, что произведения современного искусства могут вызывать самые разные эмоции. Это не те вещи, которые призваны исключительно радовать глаз и украшать жизнь человека. Современное искусство – это поле для постоянной работы и саморефлексии.

У меня была прекрасная преподавательница (Любовь Михайловна Попова), которая учила не «расшифровывать» произведения визуального искусства, а воспринимать их, опираясь на внутренние ощущения и чувства. Мы можем испытывать умиротворение, радость, трепет, диссонанс, возмущение, тревогу – всё что угодно. Разобравшись со своими эмоциями, можно перейти на следующий этап и попытаться понять, такой ли реакции от зрителя хотел добиться автор.

VL_014.jpg

– В апреле несколько Ваших работ будут выставлены на Международном фестивале современного искусства DOCA. Какие из них для Вас сегодня являются наиболее значимыми?

– На фестивале будет представлен проект, который я еще никому не показывала. Для меня он особенно дорог, потому что наполнен необычайным теплом. История проекта очень проста: я находила на улицах одинокие потерянные перчатки и варежки, а затем формировала из них новые пары.

Сначала мне показалось, что это достаточно наивная идея, но она меня очень вдохновила. Позже, когда я стала делать монтаж работы для выставки и увидела реакцию проходивших мимо людей, я поняла, что не ошиблась с выбором проекта. Оказалось, что обычные варежки способны вызвать у человека трепетные чувства.

Мне нравится, что большинство работ созданы не столько мной, сколько самими зрителями – их историями и эмоциями.

Еще одним важным проектом для меня сегодня является He/She/It. Несмотря на всю его веселость и игривость, это достаточно серьезная работа на серьезную тему. Проект является частью серии «Не кукла» и также представляет собой игру, в которой любой желающий может придумать образ для тряпичного манекена. Интересно, что этот процесс не предусматривает абсолютно никаких правил – из тканевой одежды и причесок можно составлять любые комбинации. В то же время большинство людей создают образы, основываясь на стереотипах, на подсознательном уровне рассуждая о том, как должны выглядеть женщина и мужчина «по правилам» общества.

VL_015.jpg

Порой нам только кажется, что лично мы свободны от стереотипов. На самом деле, они сидят где-то глубоко в каждом из нас. Мы привыкли судить о людях по внешности. Этот принцип уже давно лег в основу выстраивания коммуникации: например, если человек в костюме, значит, следует вести себя с ним официально. Мы и сами часто играем в эту игру, стараясь играть с образами: быть милыми на свидании, серьезными на работе, яркими на вечеринках. Такие шаблоны уже давно являются частью нашей жизни.

Это достаточно сложная тема для обсуждения. И я решила, что начинать говорить о таких серьезных вещах лучше всего несерьезно. На первый взгляд, инсталляция кажется забавной игрой, человек думает: «Сейчас подберу наряд для куклы, и она станет красоткой». Однако в какой-то момент можно поймать себя на мысли, что всё это ловушка. Мы проецируем на куклу те стереотипы, которые навязало нам общество.

– Одна из ключевых тем DOCA связана с вопросами этики. Что для Вас как для художника значит это понятие?

– Для меня этика – это ответственность и смелость открыто говорить о существующих проблемах. При этом я вижу задачу художника в том, чтобы не высказывать одностороннюю личную позицию, а показывать ситуацию с разных сторон, проявляя внимание ко всем участникам диалога. В этом смысле автор должен выступать независимым «модератором», который предлагает тему для размышлений.

VL_016.jpg

Важно не бояться говорить на серьезные и сложные темы. Игнорирование проблем еще никому не помогало.

– Вы сказали, что в любом проекте важен диалог со зрителем. Сейчас у Вас тоже есть возможность обратиться к широкой аудитории. Что бы Вы как современный художник хотели пожелать обществу?

– Всё той же осознанности. И еще – смелости для общения с самими собой и внешним миром. Коммуникация – это ключ к изменениям, росту и выходу из любых ситуаций. Пока мы не начнем разговор с другим человеком, мы так и не поймем его позицию и отношение к ситуации, не поймем, кто он и о чем думает. Однако прежде чем выстраивать коммуникацию с другими, важно услышать самого себя. Только тогда диалог будет эффективным.

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG