Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Необъяснимая магия искусства»

Поэт и режиссер Мария Макарова о силе творчества
1 Сентября 2022
«Необъяснимая магия искусства»

Мария Макарова – настоящий мастер выражения чувств разными художественными средствами. Она способна наполнять глубочайшими мыслями и эмоциями слова, движения, окружающее пространство. В интервью Global Women Media режиссер и поэт рассказала о литературе и театре как о двух похожих и одновременно разных мирах, позволяющих оказывать на людей мощное, почти мистическое воздействие.

МарияМакарова_0T.jpg Мария Макарова
режиссер, поэт, филолог, актриса

Мария Макарова – талантливый художник, создающий живые, наполненные невероятной глубиной картины без холста и красок. Своим творчеством она пронизывает всё пространство вокруг себя, воспринимая искусство как неотъемлемую часть человеческой жизни.

Это режиссер и актриса, владеющая магией перевоплощения, умеющая разговаривать на языке тела. Это художник по костюмам и декоратор, способная с помощью мельчайших деталей превращать простое помещение в сказочный мир, а людей – в сказочных героев. Это поэт и филолог, осознающий огромную созидающую и разрушающую силу слова. Такая многогранность личности и глубина взгляда на мир, искусство и творчество делают общение с Марией бесконечно интересным.

МарияМакарова_02.jpg

– Мария, Вы очень творческий человек. С чего начинался Ваш путь в искусстве? Как соединились воедино две грани Вашей деятельности – литература и театр?

– У меня за плечами долгая литературная жизнь. Я всегда много писала, читала и выступала со своими произведениями. У меня был опыт публикации стихотворений в разных издательствах, альманахах и сборниках. Когда мне было 15-16 лет, меня даже пригласили читать лекции в Пушкинский литературный институт. Я вела занятия по риторике для студентов второго курса, что, конечно, было для меня очень почетно.

Тем не менее в какой-то момент я поняла, что мне мало слова. Мне захотелось выражать себя, свои мысли и чувства в том числе через действия, движения, визуализацию. Так в моей жизни появился театр, с которым мы теперь «не разлей вода».

Решение связать свою жизнь с профессией режиссера было спонтанным и неожиданным даже для меня самой. Как ни странно, в детстве я не любила ходить на спектакли, несмотря на то что родители всеми силами стремились привить мне интерес к театру. Почему я изменила свое отношение – не знаю, но помню, как в один момент поняла, что если не стану режиссером, то понятия не имею, чем еще хочу заниматься.

При этом я выбрала не классический и не драматический театр, а такой профиль, как режиссура театрализованных представлений. Это очень обширная специальность, которая включает режиссуру шоу, массовых мероприятий, цирковых номеров и обычных спектаклей. Можно сказать, что моя профессия охватила абсолютно все виды театральной деятельности.

Литература и режиссура, с одной стороны, имеют точки очень тесного соприкосновения, с другой стороны, это два очень разных мира, в которых говорят на разных языках.

В литературе, поэзии автор выражает свои мысли и чувства словами. Это может показаться на первый взгляд несложным, но порой для того, чтобы отразить всю полноту внутренних ощущений короткой фразой, требуются большой талант и тонкая, почти ювелирная литературная работа.

В то же время в театре слово отходит на второй план. Я глубоко убеждена, что хороший спектакль может быть понятен даже без реплик актеров. Очень многое за них говорят костюмы, музыка, а главное – движения и пластика. Язык тела очень сложен и специфичен, но меня невероятно увлекает такая форма выражения мысли.

МарияМакарова_03.jpg

– Какие свои художественные проекты Вы считаете наиболее значимыми?

– Мне очень нравилась работа, которую мы вели вместе с Департаментом культуры Москвы зимой два года назад. Это был новогодний праздничный проект, объединивший несколько новогодних перформансов, иммерсивных спектаклей. Мы с командой ставили представления на многочисленных площадках столицы на протяжении полутора месяцев. Это было безумно интересно и ярко. Новогодние блестки, которые обычно сверкают на елках, сверкали на наших костюмах. Мне особенно нравилась насыщенность нашей творческой жизни: мы работали днем и ночью, постоянно придумывали новые перформансы.

Я вижу творчество в процессе создания нового. Меня увлекает сам факт того, что каждое новое представление, каждое новое стихотворение всегда отличается от всего того, что мы делали до этого.

Второй особенно ценный для меня проект мы реализовывали втроем – в команде с моими близкими друзьями. Мы арендовали лофт, очень интересное пространство без окон, внутри которого располагался, пожалуй, самый большой в Москве лабиринт. Там мы организовывали квесты с необычными сюжетами, выполнением заданий и участием актеров, а также ставили спектакли. Всё пространство, начиная с самого порога, было преобразовано нами в большой художественный мир.

Это был уникальный проект, не имеющий аналогов. Мы сами придумывали костюмы, реквизит, идеи для спектаклей и сюжеты для квестов. И даже если за основу были взяты такие известные произведения, как, например, «Алиса в Стране чудес», мы непременно дополняли их в соответствии со своим творческим видением.

Что касается литературы, то большое значение для меня имеют те сборники, в которых были опубликованы мои произведения. Так, еще во время моего сотрудничества с Пушкинским литературным институтом вышла в свет серия книг «Диалог с Лихачёвым». Каждый сборник включал произведения разных авторов на конкретную тему – о жизни, времени, молодости… Для меня это была очень ценная история, потому что тогда в книги вошло большое количество моих стихотворений, которые впоследствии были не раз представлены на публике.

МарияМакарова_04.jpg

– Вы много рассказали о театре. А что значит для Вас литература? Какими смыслами Вы наполняете свою поэзию?

– Литература для меня – это отдельный мир, в котором я могу как автор творить всё что захочу. Я искренне верю в волшебство, некую магию искусства. Потому что все мои стихотворения всегда сбываются – через месяц, год или несколько лет. Часто, когда я перечитываю стихотворения, я понимаю, что то, о чем я писала когда-то давно, пришло в мою жизнь.

С театром происходит примерно то же самое. Я много раз слышала, знаю по себе и по своим коллегам-актерам, что порой, сыграв ту или иную роль, человек становится ближе с историей своего персонажа в реальной жизни.

Вероятно, погружение в судьбу персонажа формирует у нас определенное мышление, «притягивающее» к нам события. И всё же я верю не только в психологию, но и в магическую силу искусства.

В литературе мне нравится сочетание точной и красивой рифмы, образов и искреннего выражения естественных чувств автора. Для меня это то, перед чем я просто не могу устоять. Для меня уже давно поэзия стала основным средством выражения своего взгляда на всё, что происходит вокруг.

Хотя я не могу сказать, что пишу обо всём. Например, я не пишу о политике и не затрагиваю какие-то острые социальные темы. Меня увлекают жизненные истории о настоящем и будущем. Я никогда не вру – в поэзии, пронизанной чувствами, на мой взгляд, это просто невозможно. Иногда, когда я пишу о том, чего еще не было, я описываю это так, как я это вижу. И в этом плане поэзия, пожалуй, представляет собой один из самых откровенных и искренних способов выражения мыслей.

– На одном из сайтов с анонсом Вашего творческого вечера написано, что Ваша поэзия исцеляет. В чем заключается такое целебное свойство слова? Как поэзия, на Ваш взгляд, воздействует на людей в целом?

– Мне сложно описать это словами. Стихи способны окутывать, обволакивать. Есть такая фраза: «Ты меня омыла, как волна». Она очень точно отражает то ощущение, которое я испытываю от соприкосновения с поэзией.

Я знаю много примеров, когда на поэтические вечера приходят люди, у которых грустно на душе. И знаю примеры, когда их исцеляла даже грустная поэзия, которая, казалось бы, могла только усилить их внутренние переживания. Всё дело в том, что если автор или чтец умеет наполнять красивые слова живым чувством, теплом, добротой, надеждой на лучшее, верой и любовью, то слушателю станет легче на душе, каким бы грустным ни был сюжет. Мне очень нравится словосочетание «печаль светла» – это про хорошую лирику.

Если поэт – талантливый, тонко чувствующий человек, то он способен вложить в свои стихи искру, дарящую свет и тепло.

Слова сами по себе имеют огромную силу. И очень многое зависит от того, кто их использует и с какой целью. Если у человека в душе есть любовь, то он может с помощью слов созидать, исцелять, объединять, вдохновлять. Если в душе человека нет ничего кроме злости, обиды, равнодушия, то его слова будут ранить и разрушать. Поэтому для поэзии мало одного таланта, важна глубокая внутренняя наполненность.

– Вы регулярно проводите творческие вечера. Что для поэта является самым ценным в таких живых встречах? Почему они важны для Вас? Чем отличается чтение стихотворения вслух от напечатанных строк в книге?

– Самое ценное в таких живых встречах – поймать связь с аудиторией. В момент прочтения стихов автор выворачивает душу наизнанку и, конечно, ждет от слушателя реакции. Речь идет не только и не столько об овациях, сколько о внутреннем отклике. Стихи могут вызвать видимые и невидимые эмоции, спровоцировать размышление, поиск ответов на вопросы.

Безусловно, чтение вслух и публикация произведения в интернете или на бумаге – это не одно и то же. Все люди читают по-разному, даже если речь идет об одном и том же произведении. Они по-разному ставят ударения, паузы, по-разному распределяют интонации, не говоря уже об уникальности их голоса. И еще каждый из нас закладывает в прочитанное разные смыслы, ассоциации и образы, ориентируясь на личный опыт.

Говорят, что стихи начинают жить тогда, когда автор впервые озвучивает их. В этот момент они звучат именно так, как их задумал сам поэт.

Кроме того, для меня творческие вечера – способ излить чувства и эмоции, переполняющие меня изнутри, поделиться ими с людьми, которым близко и интересно мое творчество. Для авторов это действительно очень важно.

МарияМакарова_05.jpg

– Вы преподавали в институте и сейчас продолжаете взаимодействовать со студентами. Как, на Ваш взгляд, можно привить подрастающему поколению любовь и искренний интерес к искусству? Что для этого могут сделать педагоги, родители и сами художники, авторы?

– Когда человек сам горит своим делом, это часто заразительно для окружающих. Однако это всё же работает не всегда и не со всеми. Многое зависит и от самого ученика – насколько он хочет погрузиться в новый мир.

Если рассуждать глобально, то мне кажется, что любовь к искусству рождается всегда внезапно. Редко бывает так, что человек ходит по музеям, слушает классическую музыку и постепенно идет от безразличия к увлеченности. Чаще всего однажды он находит «свое» искусство, откликающееся у него в сердце, и происходит любовь с первого взгляда.

Вероятно, многое может зависеть от ситуации. Например, когда человеку одиноко, он открывает книгу и, если ему попалась под руку нужная литература, находит в ней для себя целый недостающий мир. Конечно, после этого он начинает больше интересоваться чтением, потому что ощутил на себе его волшебную силу.

Для меня искусство – это бесконечная пропасть, погружаться в которую очень интересно. И очень важно, чтобы педагоги или родители могли показать детям широту и уникальность такого поля для творческих исследований. Самым ярким примером здесь, наверное, может быть «Черный квадрат» Казимира Малевича. Если просто посмотреть на картину, то она покажется просто скучным изображением. Если же углубиться в знакомство с ней, узнать больше о художнике, живописи, истории искусства, то «Черный квадрат» становится настоящим омутом, в который окунаться – только с головой.

Главное, что увлекает в искусстве, – глубина смыслов и бесконечность загадок, которые нужно разгадывать, вопросов, на которые нужно искать ответы.

Мне кажется, только самые поверхностные люди, которые не любят думать и чувствовать, откажутся от соблазна соприкоснуться с искусством. Поэтому я вижу задачу педагогов, родителей и самих художников в том, чтобы сформировать у людей потребность быть интересующимися, любознательными, жаждущими открытий и новых знаний.

– У Вас есть любимые писатели?

– По жизни у меня есть один самый любимый автор, которого я никогда не предам. Это Марина Ивановна Цветаева. Я даже писала и посвящала ей несколько своих стихотворений, можно сказать, что у нас был целый диалог.

Как известно, если человека нет в живых, это не значит, что ты не можешь с ним поговорить. И это одна из самых ценных граней литературы – она способна связывать людей, их мысли через века.

Я даже ездила в Тарусу к Цветаевскому камню. Там произошла очередная в моей жизни своего рода мистическая история. Я присела поговорить с камнем и никак не могла от него отойти. Меня буквально пригвоздило к земле настолько, что тяжело было встать. Это необъяснимое явление еще раз убедило меня, что в жизни и в искусстве полно удивительных вещей.

МарияМакарова_06.jpg

– Как художник в самом широком смысле этого слова что бы Вы пожелали людям всего мира?

– Я бы хотела пожелать людям никогда не смотреть «сквозь». Когда мы становимся внимательными к мелочам, начинаем рассматривать детали, всё вокруг оживает, наполняется смыслами. Всё становится «не просто так», не позволяет нам пройти мимо и остаться равнодушными. Это и есть то самое волшебство, в которое я так верю.

Я бы пожелала людям всего мира смотреть на жизнь с неординарной точки зрения, замечать то, чего не замечают другие, и стремиться всё «прочувствовать», полноценно прожить каждый момент. И соприкосновение с искусством – на мой взгляд, один из лучших способов научиться видеть мир более многогранно и объемно. Стоит только попробовать.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG