Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Фотография как метод исследования

Об искусстве и возможности запечатлеть момент
31 Марта 2021
Фотография как метод исследования

Наталья Ударцева – эксперт с самым разносторонним опытом работы в области фотографии. Сегодня она определяет себя как исследователя, наблюдающего за развитием любимой сферы деятельности и становлением талантливых авторов. Наталья Ударцева является членом правления Союза фотохудожников России, куратором и преподавателем, членом жюри многих российских и международных конкурсов. В интервью Global Women Media эксперт рассказала о том, как фотография может выступать в качестве метода исследования и повествования.

Ударцева_0T.jpg Наталья Ударцева
журналист, фоторедактор, преподаватель, эксперт фотографии, член правления Союза фотохудожников России

Направления работы Натальи Ударцевой можно перечислять долго. Она была редактором и составителем десятка фотоальбомов, руководила фотослужбами журналов и издательских домов, занималась реализацией спецпроектов, возглавляла компанию PhotoMap, создала и развивала собственную Школу визуальных искусств. Сегодня большую часть деятельности Натальи Ударцевой составляет работа над крупнейшими проектами Союза фотохудожников России.

– Наталья Юрьевна, у Вас большой опыт работы сразу в нескольких профессиях, Вы очень многосторонний человек. Кем Вы сами определяете себя в первую очередь?

– По образованию я журналист, выпускница журфака МГУ. Но я считаю, что журналист – это не столько профессия, сколько черта характера и разнообразный жизненный опыт. Поэтому сегодня я бы определила себя как специалиста в области фотографии и куратора фотопроектов, исследователя всего того, что происходит в мире фотографии.

Ударцева_02.jpg

Современная фотография в плане таких наблюдений особенно интересна. Сегодня фотографом, по сути, является почти каждый человек. Фотоизображения стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы пришли к тому, что нет фотографии – нет события, нет изображения в социальных сетях – нет человека. Жизнь стала фотографией, как и предрекала еще в прошлом столетии Сьюзен Сонтаг: она, фотография, «дает нам ощущение, что мы можем держать в голове весь мир – как антологию изображений».

Сегодня фотография – мощное средство коммуникации. Общаясь в социальных сетях или мессенджерах, мы всё чаще отдаем предпочтение не текстовым сообщениям, а фотоизображениям.

Жизнь пролетает с невероятной скоростью, поэтому на подсознательном уровне люди стремятся запечатлеть, запомнить, сохранить все самые важные моменты. И такое прекрасное изобретение, как фотокамера, встроенная в телефон, дает возможность делать это с большой легкостью. Фотография сегодня – простой и доступный каждому способ архивации и консервации времени и событий.

Ударцева_03.jpg

– Вы сказали, что постоянно исследуете мир фотографии и всё то, что Вас окружает. Какие методы Вы при этом используете?

– В первую очередь необходимы постоянное включение в происходящее в мире фотографии и анализ поступающей информации: о выставках, конкурсах, новых проектах, новых направлениях и тенденциях, технологиях и способах подачи визуального материала.

У меня большой круг знакомых фотографов, художников, дизайнеров, издателей, искусствоведов. Есть любимые авторы, которые, на мой взгляд, много сделали для развития фотографии. Есть список интересных молодых фотографов. Я накапливаю информацию о них, смотрю, как они развиваются, что хотят сказать зрителю, что нового привносят, как ведут себя в публичном пространстве. Мне интересно сравнивать прошлое и настоящее фотографии. Мне нравится, что современные молодые авторы умеют находить что-то новое и неожиданное в том мире, где, кажется, уже сложно кого-то чем-то удивить.

В современном мире поток информации невероятно велик и интенсивен. С одной стороны, это дает большое поле для исследований, с другой – требует от людей умения отделять «нужное» от «ненужного», вычленять значимое.

Ударцева_04.jpg

– Чем, на Ваш взгляд, отличается фотография прошлого от фотографии настоящего?

– В XIX веке у фотографов была задача закрепить изображение, сохранить его в истории. Они снимали всё, куда могли добраться с громоздкими камерами, верили в «правдивость» фотографии, ее магические свойства, соревновались с живописцами. Стоит вспомнить известный отпечаток с 32 негативов Оскара Рейландера «Два пути в жизни». Чем не предвестник нынешней композитной фотографии? Тогда получение фотоизображений было технически сложным, дорогостоящим, требовало особых знаний, навыков, подвижничества.

Тем не менее пионерам фотографии XIX века мы обязаны появлением профессий фотохудожника и фоторепортера, военного корреспондента, созданием первых иллюстрированных периодических изданий, фотоагентств и кинематографа, определением основных жанров фотографии, дальнейшим развитием живописи.

В XX веке фотография продолжила соревнование с живописью и борьбу за признание ее искусством. Мощное движение пикториализма по всему миру, с одной стороны, и мгновенная «прямая» фотография – с другой. Модернизм, конструктивизм, сюрреализм, фотодинамизм, фотомонтаж и фотокнига. Технический прогресс способствовал расцвету фотожурналистики и документалистики. Миллионные тиражи иллюстрированных газет и журналов. Возможность показать на снимках то, что обычному человеку сложно увидеть своими глазами, например: военные действия, полет в космос, вид нашей планеты с борта космического корабля, природные и техногенные катастрофы и их последствия, зарождение жизни, «внутренность» атомного реактора и строение снежинки.

В XXI веке фокус внимания сместился в сторону внутреннего мира человека, его состояний, эмоций и переживаний, понимания хрупкости человека, мира в целом, их уязвимости. Молодые фотографы открыто принимают вызовы времени, остро чувствуют новое, исследуют и передают с помощью фотографии сложные психологические состояния, делают смелые футуристические прогнозы, активно используют опыт своих предшественников.

Существует много интересных социально и культурно значимых ярких проектов, получивших российское и международное признание. Например, «Как я болела» Алёны Кочетковой – о борьбе с раком; «Отделение» Елены Аносовой – о том, что происходит с людьми в закрытых пространствах, в частности в женских колониях; «500 метров» Людмилы Калиниченко – о совмещении реального и виртуального пространств; «ИНС» Аркадия Коробки – о взаимодействии человека и искусственной нейросети, «Дни войны: интимный дневник» Марии Плешковой – о возможности дистанционно прочувствовать войну и ее последствия; «Право веры», «Урал Мари» и другие этнопроекты Фёдора Телкова – об антропологическом и культурном многообразии Урала и России, «Мценск» Анастасии Цайдер – о русской провинции и коллективной памяти.

Ударцева_05.jpg

– Искусствоведы и художники часто используют такое слово, как «насмотренность». Насколько она важна в Вашей профессии?

– Насмотренность – наше всё, по той простой причине, что приходится постоянно сравнивать. Когда я вижу новые проекты современных фотографов, сразу могу сказать, есть ли в них отсылки к известным работам других авторов. Я считываю это мгновенно, потому что профессия фоторедактора позволила мне накопить огромный багаж образов.

Благодаря своей работе через фотографии я «побывала» во всех странах мира, «познакомилась» с множеством великих людей, видя их в самых разных ситуациях. Это знания, которые, вероятно, не так значимы для обывателя, но абсолютно необходимы фоторедактору, эксперту и куратору. Без такого багажа просто невозможно отличить новое от забытого старого, ценное от ничего не стоящего. В этом и состоит огромная ответственность специалиста – отбирая работы для выставок или определяя победителей на конкурсах, эксперты дают ориентиры другим авторам и миллионам зрителей.

В то же время, когда мы говорим о насмотренности, нужно иметь в виду не только фотографию. Не менее важно, чтобы фотографы и специалисты фотографии хорошо знали «соседей»: кино, живопись, графику, дизайн, скульптуру, архитектуру и другие визуальные искусства.

Весь этот багаж знаний и образов должен быть в голове, когда мы смотрим на снимки и оцениваем их. К тому же сегодня «в моде» мультидисциплинарность, и фотография зачастую – важная оставляющая больших мультимедийных и мультидисциплинарных проектов.

Ударцева_06.jpg

– Именно поэтому Вы решили создать Школу визуальных искусств?

– Школа была создана в 2009 г. в каком-то смысле как знак протеста. К тому времени я уже успела поработать редактором, фоторедактором, фотодиректором, директором спецпроектов, куратором выставок и понимала общую проблему фотообразования: почти все фотошколы учат в основном технике фотографии, и фотографам не хватает знаний законов восприятия и анализа изображения, навыков визуального повествования и проектного мышления. Собственно, всё это и предлагала Школа визуальных искусств.

Мне посчастливилось работать с настоящими мастерами фотографии. И я понимала, что только такие талантливые, образованные, творческие и одновременно очень интеллектуально развитые люди могут становиться наставниками для подрастающего поколения фотографов. Именно они способны не категорично заявлять, как можно или нельзя снимать, а готовы сформировать у авторов правильное мышление и помочь им найти себя и обрести свой голос.

Программа Школы была ориентирована на целеустремленных и амбициозных людей, желающих получить «пропуск» в мир профессиональной фотографии и современного искусства. Преподавателями в Школе работали известные фотографы, художники, режиссеры, искусствоведы, фоторедакторы. На протяжении 11 лет существования Школы в ней помимо курсов по фотографии всегда были курсы по рисунку, основам цвета и коллажу и творческая культурная атмосфера. Много встреч, мастер-классов, семинаров как российских, так и зарубежных фотографов. Школа долгое время находилась на территории Центра современного искусства «Винзавод», сотрудничала с ним в больших фотопроектах. Часто занятия в Школе начинались с экскурсий по выставкам и галереям «Винзавода», обсуждения и анализа увиденного.

В период пандемии образовательный процесс пришлось приостановить. И сейчас я понимаю, что привычный формат работы Школы перестал быть актуальным, ее наработки ушли «в народ». Поэтому пока я взяла паузу, чтобы подумать о дальнейшем пути и формах развития Школы.

В феврале Школе исполнилось 12 лет. Многие преподаватели и студенты звонили мне в этот день, чтобы поздравить и сказать теплые слова благодарности, спросить, когда возобновится процесс обучения. Пока не знаю. Есть ощущение, что свою главную задачу я выполнила. Мне приятно видеть, как выпускники Школы берут награды на конкурсах, осваивают преподавательскую, кураторскую и фоторедакторскую профессии, создают свои школы, активно участвуют в выставках. Я радуюсь их успехам и понимаю, что мой «протест» был не зря.

С 2015 г. как куратор я плотно занята еще одним проектом – Всероссийским фотоконкурсом и фестивалем «Молодые фотографы России», организаторами которого выступают Союз фотохудожников России, Школа визуальных искусств и Детская школа искусств № 2 (Калуга). Проект третий год подряд проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов при поддержке Правительства и Министерства культуры Калужской области. Второй год главный партнер проекта – компания Leica Camera Russia, официальное российское представительство немецкого концерна Leica Camera AG. Это ответственно, требует много сил и времени.

Ударцева_07.jpg

– Изоляция в период пандемии для многих стала не столько ограничением, сколько возможностью для «передышки», переосмысления. Изменились ли Ваши профессиональные и жизненные ориентиры за время пандемии?

– Да, пандемия оказала неизбежное влияние на весь мир. Человечество долго шло в неверном направлении, формируя эру бездумного потребления, эксплуатации всего и вся. Мы почти забыли о том, что люди – это часть природы. И если человек – венец творения, то это лишь еще раз подчеркивает его огромную ответственность за происходящее на нашей планете.

Пандемия напомнила нам об истинных ценностях. Лично я наконец «вынырнула» из работы, в которую была погружена долгое время, и уделила больше времени семье. Мне вдруг стало очевидно, что в гонке за успехом чаще всего именно самые близкие страдают от недостатка нашего внимания, а это совершенно неправильно. Семья – та база, опора, на которой строится вся жизнь человека. Об этом нельзя забывать, как бы сильно мы ни были увлечены своим делом.

Во время «пандемийного» перерыва мне удалось уделить больше внимания своим сыновьям, у меня их двое, они взрослые, самостоятельные. У них свои семьи. Семья младшего сына живет в Канаде, семья старшего – в России. Для меня важно поддерживать связи с родными даже на расстоянии, это придает силы.

Ударцева_08.jpg

– Вы были руководителем фотослужбы легендарного и всеми любимого журнала «Огонек». Чем особенно запомнилась эта работа?

– «Огоньковцев» бывших не бывает! Люди, которые работают в «Огоньке», перенимают и всю жизнь хранят в себе теплоту, душевность, идущие от самого названия журнала. Мы до сих пор встречаемся с фотографами, с которыми работали вместе. До сих пор читаю еженедельник «Огонек», он по-прежнему для меня журнал № 1 в России. За рубежом его называли «русский Пари Матч». Я благодарна судьбе, что в середине 90-х она привела меня в «Огонек».

Это было интересное время, когда журналистика претерпевала серьезные изменения – появлялись новые стили и подходы. Многое из того, что было впервые применено в «Огоньке», до сих пор используется в современной журналистике: метод длительного наблюдения, журналистское расследование, один день из жизни, фотоистории и т.п. Фотография в журнале рассматривалась как самодостаточное произведение, которое побуждало читателя прочесть текст. Именно в синтезе фотографии и материала рождалось нечто большее, чем просто изображение и текст, что заставляло чувствовать, думать, испытывать эмоции, соучаствовать и сопереживать. Журнал дал мне возможность познакомиться с фотографами мирового уровня. Это был невероятный опыт, отличная школа.

– У Вас есть проект, который называется Baby Boomers. Чем для Вас как для фотографа особенно интересно это поколение?

– Бэби-бумеры – поколение людей, рожденных с 1946 по 1966 г. И я – одна из них.

Родившиеся в середине прошлого века, они буквально взорвали мировую экономику. Их называют «золотым поколением», потому что на их долю выпало много материальных и прочих благ. Они многое пережили, многое видели и остаются в строю благодаря энергии, которая заложена в них с рождения. Они родились в первое–второе десятилетия после окончания Второй мировой войны, на эйфорической волне победы, и считаются самым массовым поколением, которое как минимум еще два десятилетия будет влиять на политическую и экономическую ситуацию в мире. По мнению некоторых исследователей, бэби-бумеры – самое крупное, процветающее, самое образованное поколение, которое существовало в мировой истории. Их общий девиз мог бы звучать так: «Мы просто делаем то, что можем (то, что нравится). И продолжаем двигаться вперед». Это интересные люди в плане полученных ими знаний и опыта. Сейчас бэби-бумеры стремительно стареют, но по-прежнему социально активны, любознательны, жизнелюбивы, оптимистичны, легко осваивают новые технологии и уверенно смотрят в будущее.

Думаю, такой проект может быть хорошим способом установить коммуникацию между молодежью и старшим поколением, передать ценный опыт и заряд энергии. Проект еще не завершен и будет развиваться, в том числе в других форматах.

Ударцева_09.jpg

– Еще один интересный опыт Вашей работы связан с составлением фотоальбома «Синяя вечность Муслима Магомаева».

– Да, этот проект многое дал для моего личностного и профессионального развития. Муслим Магомаев – мой любимый исполнитель, поэтому для меня было большой честью принимать участие в создании альбома. Знакомая с его творчеством, я, к сожалению, не знала подробностей его жизни. Занимаясь подбором фотографий, составлением альбома, я углубилась в его историю, «познакомилась» с ним с другой стороны, еще раз убедилась, что это был потрясающий человек, личность, не только певец, но и самобытный художник. Проект делался совместно со съемочной группой НТВ и Татьяной Митковой, мы побывали в тех местах, где жил и работал Муслим, в том числе в Вышнем Волочке – городе, где он прожил пару лет. Именно там он начал заниматься музыкой. И впоследствии дважды приезжал в город, чтобы дать концерты. После реализации проекта улицу в Вышнем Волочке, на которой жил Муслим Магомаев, назвали его именем. И от этого до сих пор тепло на душе.

– Какой фотографии, на Ваш взгляд, предстоит более долгая жизнь, чем мгновение клика в социальной сети?

– Я бы не стала сужать круг возможностей и быть категоричной в этом вопросе. Мне не нравится практика вешания ярлыков. Я думаю, в истории сохранится самая разная фотография, в том числе та, которую мы сегодня видим на страницах социальных сетей. Когда появился Instagram, его восприняли как развлечение, как еще одну площадку для общения, информации, обмена изображениями. Но очень быстро всё изменилось. Пришла реклама, появились интересные проекты.

К слову, сейчас социальные сети становятся перспективной площадкой для продвижения современных авторов и их проектов. Например, фотограф и блогер Дмитрий Марков стал одним из первых, кто получил грант на развитие своего фотопроекта в Instagram. Автор прославился тем, что начал ездить по разным городам России и снимать жизнь больших городов и глубинки исключительно на камеру своего смартфона. Его фотоальбом «#Черновик» дважды переиздан большим тиражом. Прекрасный фотоальбом инстаграмин получился у фотографа агентства Magnum Георгия Пинхасова, он выпустил книгу под названием "Sophistication Simplification".

Интересный проект в социальных сетях ведет выпускник Школы визуальных искусств Константин Гуляев. В рамках проекта Every day Russia он и еще один куратор Михаил Мордасов привлекли региональных фотографов, предложив им каждый день делать снимки тех мест, где они живут. Этот проект – пример того, как сами фотографы (а Константин и Михаил – фотожурналисты) проявляют инициативу, становятся кураторами, объединяют региональных фотографов в создании объемной всесторонней фотолетописи страны.

Пример обоих проектов показывает, что социальные сети стали отличными площадками для развития, позволившими не только привлекать аудиторию, заказчиков, но и объединять единомышленников.

Global Women Media – портал о женщинах со всего мира. Все они очень разные и от этого – особенно интересные. У нас есть традиционный вопрос, который мы задаем в каждом интервью. Что бы Вы пожелали женщинам из разных стран?

– Любви и счастья, счастья и любви. Потому что без одного никогда не бывает другого, а без счастья и любви в свою очередь невозможно ни творчество, ни созидание. 

авторы фотографий: Татьяна Кулова, Павел Иванов

Марина Волынкина, Виктория Ежова,
информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG