Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Анастасия Евграфова: креативный коммуникатор

Современное искусство, брендинг и социология
14 Декабря 2020
Анастасия Евграфова: креативный коммуникатор

Анастасия Евграфова – многогранная личность, которую сложно описать одним словом. В своей профессиональной деятельности эксперт объединяет такие сферы, как брендинг, психология, социология и искусство. В рамках интервью для Global Women Media Анастасия выступила как художник, исследователь и маркетолог одновременно. Она поделилась своей точкой зрения по поводу современного образования, функции искусства и особенностей подхода к брендингу.

Анастасией-Евграфовой_0T.jpg Анастасия Евграфова
социолог, трендвотчер, эксперт по брендингу, фасилитатор сессий по развитию компаний, коуч, участник проекта Лаборатория культуры будущего VZOR

Сегодня Анастасия Евграфова работает над несколькими проектами – как личными, так и коллаборационными. Важное место в ее жизни занимает развитие Лаборатории культуры будущего VZOR, а отдельный авторский проект посвящен позиционированию людей и проектов. Анастасия получила образование в области менеджмента, социологии, психологии, а также имеет многолетний опыт работы в маркетинге и брендинге в международных агентствах. В какой-то момент, откликаясь на интуицию, она углубилась в искусство. С тех пор творчество стало для нее значимой частью профессиональной деятельности и всей жизни. Накапливая опыт и реализуя себя в разных сферах, со временем Анастасия объединила разные направления своей работы.

VZOR_02.jpg

– Анастасия, что лично для Вас значит такое глубокое понятие, как творчество? И какого человека, на Ваш взгляд, можно считать художником?

– Думаю, одна из важнейших функций творчества заключается в поиске новых решений, в гибкости мышления. Кроме того, оно позволяет человеку выразить невербально свои мысли, идеи и эмоции. Кстати, здесь уместно говорить о позиционировании.

О человеке многое можно сказать, ориентируясь на его творчество: каким он видит мир и свое место в нем, как воспринимает то, что происходит вокруг, является ли он при этом наблюдателем, критиком, психологом или футурологом.

VZOR_03.jpg

Я бы не стала сужать понятие «художник» до обозначения конкретной профессии. Думаю, что так можно назвать человека, который творчески подходит к разным сферам своей жизни. Это может проявляться абсолютно во всем, в любом деле и действии. Человек сам выбирает, как относиться к своей жизни и профессии – творчески или ремесленно. Например, можно подать еду красиво как произведение искусства, а можно – функционально, чтобы съесть. Можно учить детей, заставляя их бездумно пересказывать учебник, а можно делиться с ними частичкой своего жизненного опыта, прививать искренний интерес к предмету, показывая его важность и ценность. В этом смысле творцом может быть каждый человек.

VZOR_04.jpg

– В чем уникальность современного искусства?

– Оно предоставляет как художникам, так и зрителям много простора для творчества и интерпретаций, размышления. В нем нет рамок и ограничений. Я не сразу поняла и полюбила современное искусство. Сейчас я понимаю, что мне мешали мои внутренние границы и стереотипы.

Расширяя кругозор, стирая границы восприятия, можно научиться видеть искусство во всем, что нас окружает. Кстати, такое качество всегда помогало мне в стратегических брендинговых проектах, где я постоянно ищу уникальность человека или проекта.

Иногда я фотографирую то, что кажется мне эстетичным. Однажды я увидела нечто прекрасное в собственной раковине для посуды, без шуток. Меня вдохновили падающий свет, блики на тарелках, то, как схлестнулись вилки и ножи. Когда я выложила фотографию в соцсети, я получила большой отклик от подписчиков. Многие удивлялись, что обыденность может оказаться настолько завораживающей.

Красота, идея может содержаться в каждом моменте, важно ее увидеть, зафиксировать, передать. В современном искусстве огромное количество способов передать увиденное.

VZOR_05.jpg

– Как творчество и искусство влияют на мышление человека?

– Я считаю, что огромный плюс занятия творчеством заключается в развитии метафорического мышления. Тренды развития образования говорят, что методики с применением метафор можно использовать практически везде. Обращение к метафорам позволяет проводить сравнения с уже знакомыми в жизненном опыте вещами и ситуациями, находить новые образы и перекрещивать дисциплины и науки. Это в свою очередь помогает человеку упростить в его понимании сложные вещи, запомнить важную информацию.

Метафоричность делает процесс обучения увлекательным, дает простор для интерпретации и понимания.

У меня есть мечта сделать образовательный проект на основе подобных методик, я уже знаю немало преподавателей-единомышленников по рисованию, танцу, психологии, телесным практикам, каллиграфии, истории.

По собственному опыту могу сказать, что арт-практики требуют огромного уровня концентрации и фокуса. Когда я сравнила состояние от активных занятий творчеством с работой в офисе, я с удивлением заметила, что в первом случае требуется несоизмеримо больший фокус внимания. За три часа у мольберта или полтора в танце можно с непривычки вымотаться так же, как от подготовки презентации в течение рабочего дня. Сейчас, в мире интернета и бесконечного потока информации, навыки концентрации особенно актуальны для каждого человека. В коучинге я часто рекомендую людям творческие практики.

VZOR_06.jpg

Именно творчество является драйвером для развития. Инновации рождаются тогда, когда опыт человека реализуется в новом, непривычном ключе. В бизнесе называют это customer journey mapping, или создание потребительского опыта. Исходя из этого, я не исключаю, что скоро все процедуры в аэропорту будут геймифицированы и мы будем проходить их как квест. Важно, чтобы люди развивали в себе творческое мышление, позволяющее делать что-то по-новому, действовать против шаблонов и привычек, смешивать несовместимое. Мы способствуем этому в рамках наших воркшопов в проекте Лаборатории культуры будущего VZOR.

VZOR_07.jpg

– Какую роль играет искусство в выстраивании межкультурной коммуникации?

– Мы в составе VZOR регулярно общаемся с исследователями из разных стран, недавно как раз стали частью международного сообщества. Буквально на днях мы обменивались идеями о том, какие проекты мы могли бы реализовать вместе. Рассуждая о роли искусства в современном мире, мы пришли к выводу, что с его помощью можно актуализировать практически любую проблему, будь то социальная сфера, политика или экономика. Это универсальный язык, понятный человеку, живущему в любой части планеты.

Чтобы привлечь внимание к той или иной проблеме, политики, экологи, социологи выступают с речами, публикуют данные статистики и исследований. Художники в свою очередь создают творческие проекты, которые вдохновляют, заставляют задуматься, мотивируют к действию.

Произведения искусства, затрагивающие определенную тематику, пробуждают эмоции и чувства. Всё это – своеобразные точки для быстрого реагирования. Поэтому я считаю, что искусство – прекрасная основа для развития межкультурного диалога.

VZOR_08.jpg

– Поскольку мы заговорили о коммуникациях, не могу не задать вопрос, тесно связанный с современной повесткой. В период пандемии общество массово перешло на «удаленный» формат общения. Как социолог, как Вы считаете, такой переход в онлайн предоставил нам больше возможностей или стал вызовом?

– С одной стороны, я рассматриваю это явление как определенное испытание для общества. При дистанционном общении мы неполноценно задействуем наши органы чувств. Да, мы видим изображение при видеосвязи и слышим голос при звонке по телефону. Однако даже при использовании самых продвинутых цифровых технологий мы в недостаточной степени воспринимаем жесты, мимику, интонации собеседника, в измененных тонах видим цвета и по-другому ощущаем пространство.

Когда люди находятся в непосредственной близости друг к друга, значение имеет абсолютно всё: вербальные и невербальные знаки, взгляды, расстояние между собеседниками, их реакция друг на друга. Это насыщает наше общение.

VZOR_09.jpg

В этом году я изучаю эти особенности на международной программе про телесную осознанность и работаю всё теснее с тем, как на нас влияют позы, движение, пространство. В процессе заочной коммуникации очень высок риск искажения информации. Всё, что мы не уловили органами чувств, нам приходится додумывать, дочувствовать и интерпретировать. В период массовой изоляции это явление стало более масштабным. Знаете, с некоторыми людьми сложно результативно пообщаться по телефону, а именно при встрече полноценный диалог случается.

С другой стороны, массовый переход в онлайн подарил нам новые возможности. Общение со многими авторитетными людьми, ведущими экспертами в своих областях стало для нас доступнее, ведь выкроить несколько минут на звонок или переписку гораздо проще, чем на личную встречу.

VZOR_10.jpg

– Современный мир таит в себе много новых вызовов для человечества. Вы не только исследователь, человек с глубинным и осознанным взглядом на жизнь, но и мама. Как Вы считаете, каким навыкам нужно учить детей, чтобы они могли полноценно реализовать себя в этом мире? Какие дополнительные дисциплины можно было бы ввести в школах?

– Да, я действительно очень активный родитель и внимательно слежу за трендами в образовании и за ситуацией в школах. Мне бы очень хотелось, чтобы в программе появился такой предмет, как изобретательство, где бы делали упор на развитие творческого мышления, расширение границ и выход за пределы привычного, шаблонного. В целом хочется, чтобы дети исследовали многовариантность решения задач. Еще для школьников была бы полезна футурология как отдельный предмет: понимать, на каком этапе развития мы находимся, что ждет нас в будущем, как меняются технологии, коммуникации, культурные коды.

Мир находится в постоянной трансформации, и нам важно меняться вместе с ним. Необходимо постоянно думать о том, чем мы можем быть полезны здесь и сейчас, что мы можем сделать для будущего.

Мне кажется, особенно важно в процессе учебы сегодня делать акцент на сотрудничество, командную работу в противовес акценту на конкуренцию. Ведь это позволяет людям с разными интересами и знаниями обогащать друг друга и делать совместные проекты.

В школе необходимо уделять больше внимания вопросам взаимоотношения людей, ценности семьи, человечности.

Очень многое в образовании зависит от преподавателя и использования им эмоционального интеллекта. Это одна из тех профессий, которая требует большой и постоянной работы над собой, ведь во время обучения дети перенимают у педагога не только знания, но и частичку его взгляда на мир.

VZOR_11.jpg

– Переходя к теме маркетинга, было бы интересно затронуть вопрос о позиционировании человека в современном мире. Существует такой термин, как личный бренд, сегодня он у многих на слуху, но не все понимают, что за ним стоит…

– Говоря о бренде, люди представляют в первую очередь определенные товары, марки машин, дизайнерские вещи. Когда речь заходит о человеке как о бренде, происходит в некотором смысле обесценивание. Можно ли сравнить человека и стиральный порошок?

Личный бренд – это серьезная работа человека над собой. Она предполагает поиск ответов на серьезные философские вопросы: Кем я хочу быть? Где быть? Среди кого быть? Что и для чего делать?

Если я работаю над проектами, связанными с личным брендом, то подчеркиваю важность того, чтобы соединить в одной личности два полюса: то, кем человек хочет быть, и то, кем он является сейчас. Это очень тонкая грань. Нам легко сформулировать для себя то, на кого мы хотим быть похожими, и мы даже можем сыграть этот образ на публику. Однако суть брендинга заключается в том, что обещания нужно подтверждать. Это становится очевидно при личной встрече с персоной из Instagram: сразу понятно, тот ли это человек, образ которого возник у вас в голове через призму текстов и фотосессий.

На консультациях я советую людям, желающим построить личный бренд, быть откровенными с собой. Еще на начальном этапе важно спросить себя: готовы ли вы стать тем, кем хотите? Готовы ли открыто показать широкой аудитории настоящего себя? Как долго хватит сил притворяться? Суть или форма? Обертка или содержимое?

Личный бренд может развиваться сам собой, если человек не обманывает ни себя, ни окружающих. Это история о том, чтобы найти себя, узнать себя, проявить себя и продолжать быть собой. Кажется, что всё просто, но на самом деле это глубокая и серьезная внутренняя работа.

VZOR_12.jpg

– Однажды мы брали интервью у маркетолога из ЮАР, которая считала, что женщина – это мощный международный бренд. Вы согласны с этой точкой зрения?

– Для меня «быть женщиной» – это одна из важнейших идентификаций, которая в значительной степени влияет на то, что и как я делаю. У нас есть набор особенных качеств, и это я утверждаю с бесспорным уважением к мужчинам, например. Мы похожи и в то же время индивидуальны. Полезно углубиться внутрь себя, осознать свои особенности, какие преимущества или уязвимые места нужно иметь в виду в конкретных ситуациях. И уже с осознанием и опорой на эту индивидуальность нести себя в мир, навстречу разным другим увлекательным идентификациям – профессиональным, семейным, творческим.

– Как бы Вы сформулировали свою социальную миссию, исходя из своей исследовательской и творческой деятельности, жизненной позиции?

– Думаю, что я выполняю функцию креативного коммуникатора. Это человек, который с помощью различных, в том числе творческих, методов помогает людям и проектам понять и осознать себя, выстроить коммуникацию с миром. Также мне хотелось бы этичными способами помогать миру преодолевать болезнь будущего – одиночество.

– Что бы Вы пожелали людям со всего мира?

– Я бы пожелала им мира. (Улыбается.) И еще верить в себя и друг в друга и исходя из этого выстраивать коммуникации и стратегию своего позиционирования по жизни. Думаю, это приведет к тому, что добра и позитива вокруг станет больше.

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG