Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Мир – большой музей с природными экспонатами»

Писатель-биолог о детской литературе и экологических лагерях
20 Июня 2022
«Мир – большой музей с природными экспонатами»

Окружающий мир полон удивительных вещей. Обычные камни, птичьи перья, ракушки и другие природные материалы таят в себе интересные секреты. Для того чтобы увидеть их ценность, важно научиться замечать необычное в обычном. Марина Дороченкова, биолог, исследователь, музейный педагог и детский писатель, реализует уникальные проекты, помогающие детям и взрослым лучше узнать природу и научиться относиться к ее дарам как к настоящему богатству.

Марина-Дороченкова_0T.jpg Марина Дороченкова
биолог, музейный педагог, детский писатель

Марина Дороченкова – не просто писатель-биолог, но и педагог в самом глубоком смысле слова. Это человек, влюбленный в природу и видящий свою миссию в том, чтобы поделиться своей любовью с подрастающим поколением.

Автор выпустила целый ряд познавательных книг, некоторые из них были удостоены наград от ведущих издательств страны. Сегодня Марина Дороченкова продолжает создавать новую увлекательную детскую литературу, а также проводит музейные уроки и встречи со школьниками.

В очень искреннем, душевном и открытом интервью Global Women Media писатель-биолог рассказала о том, откуда берутся идеи для книг, о своих главных проектах и об уникальных подходах в преподавании.

Марина-Дороченкова_02.jpg

– Марина, как родилась идея объединить писательство и биологию?

– Это случилось по счастливому стечению обстоятельств, как и многие вещи в моей жизни. Когда я вижу перед собой дверь, я захожу в нее. Так один проект часто плавно перетекает в другой.

Я окончила Смоленский педагогический институт, стала учителем биологии и химии, некоторое время работала в школе. Позже меня пригласили на должность старшего научного сотрудника-зоолога отдела природы Смоленского музея-заповедника и хранителя зоологического фонда. Я ездила в экспедиции, собирала зоологические коллекции, участвовала в создании выставок, готовила и проводила экскурсии, сотрудничала с представителями природоохранных организаций.

Когда меня спрашивали, чем я занимаюсь, я весело отвечала, что пылесошу чучела в выставочном зале (смеется). И моя работа мне действительно бесконечно нравилась, но всё же я не могла оставить педагогическую деятельность. Дети – это моя самая большая любовь, поэтому, работая в музее, я часто проводила для школьников разные музейные уроки. Мы с ребятами обсуждали различные природные материалы, а потом я рассказывала, где их можно найти.

Марина-Дороченкова_03.jpg

Природа гораздо ближе, чем нам сегодня может показаться. Мне хотелось не просто рассказать детям о ее красоте и ценности, но и познакомить их со всем, о чем мы говорили на уроках, вживую.

В какой-то момент для меня открылась новая «дверь». Моя подруга работала в приюте для детей из неблагополучных семей. Я часто помогала ей организовывать досуг для младших школьников и подростков, и меня очень зацепила эта история. Там же, в приюте, я познакомилась с Анной Кравчук, которая в будущем стала моим соавтором.

Приют представлял собой своеобразный «перевалочный пункт», где дети находились до того, как их распределят по интернатам. Когда большинство наших подопечных разъехались, мы с Анной решили, что хотели бы продолжать проводить для этих детей уроки и разные интересные события. Для того чтобы осуществить задуманное, в 2004 г. мы зарегистрировали общественную организацию «Центр содействия восстановлению личности и преобразованию общества» в Смоленской области. Сначала мы создали небольшой адаптационный центр, а позже у нас появилось много разных проектов.

Марина-Дороченкова_04.jpg

Для того чтобы поддерживать работоспособность общественной организации, мы стали проводить платные программы и музейные уроки. Для многих встреч нам были необходимы настоящие природные материалы, поэтому мы регулярно отправлялись в небольшие «экспедиции» собирать экспонаты. Анне по наследству достался дом в деревне, в котором она практически не бывала. В нем мы и организовали себе «базу», когда в очередной раз выехали на природу. В первые же дни к нам стали подходить дети, которые жили в деревне, и спрашивать, что мы делаем. Увидев их любопытство, мы провели для них экологический урок, и они стали нам помогать – собирать и приносить экспонаты.

Так у нас появился экологический лагерь. Мы организовали его прямо в деревенском доме. Вместе с детьми мы создавали гербарии, проводили кулинарные поединки, выставки и конкурсы о природе.

Мы превратили старый заброшенный дом в экологический музей в деревне. Дети были в восторге, а нам с Анной очень хотелось поделиться опытом, чтобы подобных проектов появлялось больше по всей России.

Дети относились ко всему, что мы им рассказывали и показывали, с огромным интересом. И Анна предложила мне написать что-нибудь для ребят. В тот момент мы узнали, что издательство «РОСМЭН» проводит конкурс «Новая детская книга». Так родилась наша первая рукопись, в которой мы рассказали про экологический лагерь.

Марина-Дороченкова_05.jpg

– Эта книга и стала началом большого творческого пути?

– Да, рукопись называлась «Мы живем в музее». В ней мы описали все события, которые происходили в лагере, рассказали о том, как весело и с пользой дети проводили время на летних каникулах. Например, ребята собирали экспонаты, оформляли приглашения и сами проводили экскурсии для родителей и жителей деревни. Это было интересно не только детям, но и взрослым.

Книга сначала попала в лонг-лист, а затем прошла и в короткий список. Согласно правилам конкурса все произведения из шорт-листа были выложены на сайте для ознакомления и обсуждения широкой аудиторией. Мы получили большое количество теплых отзывов. Многие люди спрашивали, как можно попасть в наш экологический лагерь, а мы отвечали, что такой лагерь можно создать самим в любой деревне и любом городе. Для этого мы и написали книгу.

Потом была церемония награждения. Дети из нашего лагеря сделали для директора издательства футболку с изображением яблока, в котором живет червяк, и надписью: «Я люблю гусениц». Такой подарок очень развеселил весь зал.

Книга «Мы живем в музее» получила третье место на конкурсе «РОСМЭН» и оказалась единственным победителем в номинации «Выбор библиотек». До сих пор я считаю это нашим большим и очень ценным достижением.

Рукопись «Мы живем в музее» брали такие значимые издательства, как «Самокат» и ИД «Мещеряковы», но по разным причинам проекты не были реализованы. Однако сейчас, спустя почти 10 лет, у нас подписан договор с издательством «Clever», и мы ждем выхода книги в скором времени. Думаю, это хороший показатель того, что тема, о которой мы написали, всё так же интересна людям.

Со времен первой рукописи у меня и у моего соавтора Анны Кравчук вышло шесть книг. Это потрясающие издания с красивыми иллюстрациями, над которыми мы работали вместе с художниками.

Марина-Дороченкова_06.jpg

– Как Вам приходят идеи новых книг?

– Идеи всегда приходят ко мне из жизни. Например, пару лет назад у меня вышла книга про динозавров. Ее сюжет основан на реальных событиях. Мой сын, играя во дворе с камнями, которые привезли для засыпки дороги перед асфальтированием, нашел настоящую окаменелость. Когда он принес ее мне, я рассказала, что подобные вещи действительно находятся вокруг нас, и он был в восторге. В книге «Где живут динозавры: секрет говорящих камней» я поделилась советами о том, как научиться понимать язык природы, чтобы разглядеть в пыльном дворе настоящих гостей из прошлого: огромных тираннозавров и крохотных аммонитов, крылатых птеранодонов и саблезубых кошек.

Идея книга «Кто перышко потерял?» появилась у нас с Анной, когда мы проводили в лагере очередной урок про птиц. Когда я искала материалы для занятия, я узнала, что в Ульяновском музее-заповеднике небольшим тиражом вышел атлас-определитель птичьих перьев. Я сразу написала автору Дарье Кореповой, и она с удовольствием прислала мне книжку, чтобы я могла использовать ее на занятии. Детям очень понравилось собирать перья, ориентируясь на рисунки в атласе, и мы с Анной Кравчук подумали, что могли бы написать историю, которая еще больше увлекла бы юных любителей природы. Сюжет был простым: ветерок летел по свету и собирал перышки, а потом подарил их девочке.

Интересно, что совершенно спонтанно я решила назвать эту девочку Дашей, тем более что книга выходила как раз ко дню рождения автора того самого атласа-определителя. Неожиданно для меня оказалось, что Дарья действительно начала собирать перышки еще в третьем классе. Со временем детский интерес перерос в профессию. Девушка стала биологом, защитила кандидатскую диссертацию и сегодня продолжает знакомство с природой уже в качестве ученого.

Детские увлечения нередко помогают человеку найти себя и выбрать правильный жизненный путь. И я очень верю, что наши книги зародят у подрастающего поколения не просто живой интерес, но и искреннюю любовь к окружающему миру, а может, даже откроют перед ребятами новые двери.

Особое значение для меня как для автора имеет книга «Вадим Гиппенрейтер. Природа – среда моего обитания». Это история о легендарном фотографе, который снимал природу России. Он был первым чемпионом СССР по горнолыжному спорту и первым человеком, который спустился на лыжах с вершины Эльбруса. Мне посчастливилось познакомиться с ним лично. И под большим впечатлением от Вадима Гиппенрейтера я в соавторстве с Анной Кравчук написала книгу о природе России по его биографии и с его авторскими снимками.

Так что мир вокруг нас полон идей! Существует еще столько всего интересного, о чем мне хотелось бы написать и рассказать…

Марина-Дороченкова_07.jpg

– Сегодня многие издания переходят в электронные форматы. Почему для Вас важно работать именно с печатными книгами?

– Я сама очень люблю печатные книги, которые можно потрогать, ощутить их бумажный аромат. Это создает совершенно иные ощущения, чем чтение с экрана или прослушивание аудиокниги в наушниках. Для детей, на мой взгляд, это особенно важно, ведь так они получают возможность в прямом и переносном смысле соприкоснуться с той историей, которая описана на страницах. К тому же иллюстрации в печати выглядят совсем не так, как на экране. Это особая магия.

Книга – это твой мир, который ты можешь прочитать своим языком и увидеть своим воображением.

Лично мне сложно углубляться в чтение с телефона или планшета. Я использую электронные форматы в том случае, если мне нужно быстро получить конкретную информацию. Книги же я читаю в бумажных изданиях – они позволяют мне «затормозиться», познакомиться с текстом более вдумчиво и осмысленно.

Любовь к печатным книгам я передала и своему сыну. И хотя, будучи представителем другого поколения, он проще относится к электронным форматам, многие произведения, которые ему особенно понравились, он всегда покупает для домашней библиотеки.

Марина-Дороченкова_08.jpg

– Наравне с писательством педагогика по-прежнему остается важной частью Вашей жизни. Какими профессиональными достижениями в этой области Вы гордитесь больше всего?

– Больше всего я радуюсь тому, что нам удалось создать экологический лагерь. Сейчас он уже не действует, но за время его проведения мы реализовали большое количество интереснейших проектов.

Дело в том, что я сама никогда не любила пионерские лагеря. Мне не нравилось, что меня часто заставляли участвовать в тех активностях, которые не вызывали у меня увлеченности. Поэтому, когда мы создали собственный лагерь, главный его принцип заключался в том, чтобы дать детям свободу выбора. Мы ходили в походы, проводили соревнования, мастер-классы и ярмарки, у нас была Школа испытаний и открытий. И дети всегда могли выбрать именно то, что им по душе. Их никогда не заставляли участвовать в чем-то, что было им неинтересно. Это могло бы навсегда отбить у них интерес к природе.

Такие экологические смены в лагере мы проводили в том числе для детей из интернатов. Я была счастлива, когда видела их горящие глаза.

Создание экологического лагеря – это было моей давней мечтой. По профессии и в душе я педагог, для меня очень ценны взаимодействие с детьми, возможность дать им что-то полезное. Я люблю живые встречи и общение, но писательство для меня является не менее важной сферой. Книги позволяют мне дотянуться до тех детей, с которыми я не знакома лично.

Марина-Дороченкова_09.jpg

– Как педагог что бы Вы улучшили в методике преподавания в школах?

– Мне всегда нравилось рассказывать на уроках о том, что я люблю. Дети очень хорошо чувствуют искренность. Думаю, именно потому, что они видели мою личную увлеченность, у них зарождался собственный интерес к природе. Даже после занятий ребята с удовольствием собирали природные материалы и проводили дома музейные выставки, рассказывая родителям о том, что узнали на уроке.

Когда ребенок становится любопытным и продолжает узнавать новое за пределами школы, учебный процесс можно считать эффективным.

На мой взгляд, в образовании огромную роль играют учителя. Это должны быть люди, влюбленные в свое дело, способные передать детям увлеченность окружающим миром.

Конечно, один учитель не может знать всё обо всём. И поэтому, думаю, было бы очень полезно как можно чаще приглашать на уроки талантливых увлеченных людей из разных сфер деятельности.

И в этом плане, пожалуй, авторы детских книг могут быть одними из лучших приглашенных учителей. Ведь, во-первых, они обладают знаниями в определенной области, о которой пишут, во-вторых, они любят детей, а в-третьих, как писатели они умеют доносить информацию в интересном и понятном формате. Например, в издательстве «Антология», с которым мы сейчас активно сотрудничаем, есть автор Нина Конецкая. Это прекрасная актриса, музыкант и певица, которая пишет чудесные сказки и создает специальные программы для детей.

Марина-Дороченкова.jpg

– Что Вас вдохновляет?

– Меня вдохновляют люди, особенно дети – своей любознательностью и открытостью. Они рассказывают мне то, чего не расскажет ни один взрослый. У них уникальный взгляд на мир. И мне очень интересно, когда они делятся со мной своим видением.

И, конечно, меня вдохновляет природа. Удивительно, насколько чудесно устроен мир вокруг нас. Мне хочется показать это всем тем, кто по каким-либо причинам не замечает такого волшебства.

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG