Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

С заботой о здоровье и окружающей среде

Ирина Никулина о фармакологии, бизнесе и экологии
11 Апреля 2022
С заботой о здоровье и окружающей среде

Ирина Никулина – яркий пример ученого-предпринимателя и лидера, ориентированного на устойчивое развитие. Эксперт построила успешную карьеру в фарминдустрии, пройдя путь от специалиста до руководителя крупнейшей корпорации. Сегодня Ирина Никулина не только управляет большой командой единомышленников, занимается производством натуральных медикаментов, но и активно выступает за сохранение окружающей среды, принимая участие в реализации экопроектов.

Ирина-Никулина_0T.jpg Ирина Никулина
генеральный директор компании «Буарон» в России

Проект «Женщины в науке» – ответвление большого проекта «Бизнес и наука: эффективная коммуникация», реализуемого при поддержке национального отделения международного движения «Женщины атомной отрасли» в России («WiN Russia»). Глава отделения Евгения Еньшина регулярно проводит встречи с интересными экспертами из разных направлений, обсуждая с ними профессиональные вопросы и актуальные темы из сферы науки и образования. Одно из таких интервью журналист взяла у Ирины Никулиной, генерального директора компании «Буарон» в России.

– Ирина, как Вы cчитаете, человек рождается со своим предназначением или это процесс формирования через окружающую нас среду, родителей? Как было у Вас? Кем Вы хотели стать в детстве?

– Раньше само слово «предназначение» понималось довольно просто и однозначно – как социальное явление, как путь, предписанный тебе твоей семьей и окружением. В то время, когда я начинала свой жизненный путь, можно было легко предположить, где, с каким доходом и окружением я окажусь через 5–10 лет. Вариаций «на тему» практически не было и не могло быть. Плановая экономика отражалась и на личной жизни.

Сегодня мы расширили границы «предназначения». Многие дети уже с юных лет сами задумываются о своем будущем, а взрослые не так боятся менять сферу деятельности, даже если проработали в профессии долгие годы. Да и окружение сегодня так динамично, что изменения неизбежны.

Я отношусь, пожалуй, именно к тем взрослым, которые не побоялись однажды сместить вектор намеченного пути. Изначально я окончила медицинский институт по специальности «терапевт» и хотела учиться дальше на эндокринолога. На тот момент свое предназначение я видела именно так, хотя моя семья не одобряла этот выбор, понимая, какой трудный и материально невыгодный путь я для себя выбрала. Так или иначе, денег на платное обучение в ординатуре у меня всё равно не было, так что я решила подработать и устроилась на позицию медицинского представителя. Жизнь впоследствии показала, что именно в бизнесе, на проектах по развитию и есть мое место.

– Вы прошли путь от специалиста до руководителя крупнейшей корпорации. Обычно карьерные установки в значительной степени зависят от примеров. Откуда эти амбициозность и масштаб?

– Повлияли, скорее всего, три фактора: время, место и моя настойчивость. Время – середина 90-х, когда многие сферы бизнеса и индустрии только зарождались. Место – международная компания, в которой я начинала и которая уже тогда имела множество филиалов по всему миру, а в Россию пришла с амбициозными проектами и желанием быть успешной. Конечно, тогда еще не было понятий «ментор» и «карьерный коуч», поэтому многие примеры и полученный опыт были стихийными.

Я получала опыт путем собственных проб и ошибок. Этот путь научил меня конструктивно относиться к сложностям, брать ответственность за свои действия и находить общий язык с самыми разными людьми.

Так, в 2006 г. я возглавила отдел продаж крупной фармкомпании в России. Позже 8 лет занималась развитием бизнеса в СНГ и Балканском регионе. В конце 2014 г. я вернулась домой, приняв интересное предложение возглавить российский офис французской фармацевтической компании «Буарон».

Сейчас я понимаю, что перемены не просто побуждают нас меняться, но и помогают находить себя и свое призвание. Я разделяю философию «Буарон» и рада возможности менять отношение людей к своему здоровью. Сегодня наша команда стремится выходить за рамки стандартного маркетингового мышления и угадывать долгосрочные социальные тренды.

– Компания, которую Вы возглавляете, производит гомеопатические средства. В России к таким медикаментам отношение довольно противоречивое. Объясните как специалист, в чем эффективность гомеопатии?

– Наверное, для многих будет неожиданно, но статус гомеопатии по всему миру один: и в России, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в Швейцарии гомеопатические препараты официально регистрируются как лекарства – наравне с любыми антибиотиками или анальгетиками. Назначать гомеопатические лекарства могут только специалисты с дипломом врача, во многих странах эта практика серьезно контролируется государством.

В то же время пока лекарственные предпочтения россиян зачастую отличаются от европейских. Большинство жителей нашей страны действительно скептически относятся к гомеопатии, но при этом без страха выбирают «тяжелую артиллерию» даже при легких проблемах со здоровьем.

Гомеопатия направлена в первую очередь на профилактику заболеваний и улучшение качества жизни человека. Это не «волшебная таблетка», моментально устраняющая все симптомы болезни. У нее несколько другое предназначение.

Гомеопатические препараты не оказывают «противодействие» (антибиотическое или, к примеру, противовоспалительное), а эффективно действуют «про», активизируя собственные ресурсы организма для борьбы с заболеваниями.

С помощью гомеопатии мы можем добиться снижения потребления сильнодействующих лекарств в ситуациях, когда они не являются незаменимыми. Это дает возможность оградить человека от нежелательных эффектов, отсрочить возникновение антибиотикорезистентности, мы можем воздействовать на причину заболевания, а не только на ее внешнее проявление. При этом хотелось бы отметить отдельно, что в российской практике уже сегодня существует множество примеров успешного и систематического применения гомеопатических препаратов в сочетании с другими лекарствами.

Особую ценность гомеопатические лекарства имеют в педиатрии, где принцип «не навреди» особенно важен.

Что касается именно нашей компании, то мы выпускаем лекарственные препараты, лечебную косметику и товары для здоровья, которые поддерживают стремление людей заботиться о своем организме.

Мы избегаем агрессивных компонентов, чтобы у лекарств было минимальное количество нежелательных эффектов. В основе наших препаратов – натуральные компоненты растительного, животного или минерально-химического происхождения. Гомеопатия сертифицируется по европейским стандартам GMP и проходит полный цикл регистрационных процедур, включая обязательные клинические исследования.

– Сейчас очень актуален тренд на устойчивое развитие. Как Вы реализуете его у себя в компании и в Вашем личном пространстве?

– За последние несколько лет Россия стала более ориентирована на экологичный подход. И наша компания, которая всегда видела свою задачу в том числе в снижении нагрузки на природные ресурсы, органично вписалась в эту концепцию.

Мы учитываем задачи устойчивого развития, начиная непосредственно с производства самих лекарств. Это значит, что мы как производители способствуем сохранности и воспроизводимости используемых природных ресурсов, сохранению биотопов. Например, наши ботаники вручную собирают растения в естественных экорезервуарах.

Нужно сказать, что в целом гомеопатические средства более безопасны для окружающей среды, чем любые химически синтезированные лекарства: они проще перерабатываются и не наносят ущерба природе. Многие страны постепенно стремятся расширить потребление натуральных продуктов, в том числе и лекарств. Так, согласно статистике во Франции уже более 80% населения отдают предпочтение именно тем медикаментам и средствам ухода, в составе которых превалируют натуральные компоненты.

Конечно, мы не можем полностью отказаться от химически синтезированных лекарственных препаратов, однако каждый из нас способен поработать над сокращением их использования – перейти к осознанному их потреблению.

К примеру, для лечения несложных симптомов (таких как легкий кашель, насморк, несильные ушибы и т.п.) вполне подойдут натуральные препараты, которые не оставят токсического следа в природе.

Я горжусь тем, что компания «Буарон» фактически является автором идеи экоутилизации препаратов среди населения. Мы стараемся выступать проводником экологичного отношения не только к природе, но одновременно к людям. Эту идею мы транслируем постоянно, на всех уровнях. Для этого мы, в частности, разрабатываем и продвигаем социальные проекты.

– Могли бы Вы подробнее рассказать о конкретных проектах?

– Мы первыми в Москве создали специализированные пункты приема у населения просроченных и ненужных лекарств – PHARMA-ECOBOX. Пункт был установлен на территории пространства Artplay в партнерстве с Национальной экологической компанией (НЭК), технологии которой позволяют максимально безопасно обезвреживать препараты.

Таким образом, мы стремится помочь населению сформировать простую, но очень полезную привычку безопасно утилизировать лекарственные отходы.

Это действительно очень важный шаг не только навстречу грамотной утилизации лекарств, но и в направлении ответственного отношения к себе и к своему лечению.

– Какими принципами Вы руководствуетесь в управлении? Что Вы больше всего цените в сотрудниках?

– Спустя 20 лет работы в крупных фармкомпаниях я считаю, что нельзя оценивать успех бизнеса исключительно по формальному признаку hard skills. Сегодня, к сожалению, soft skills становятся редкой группой навыков. Однако именно несовместимость в понимании общих soft skills и ценностей компании приводит к неприятным последствиям. Для достижения высоких результатов крайне важно соблюдать баланс директивного и недирективного подходов в управлении.

Сейчас я убеждена, что сотрудники, разделяющие цели и принципы компании, всегда более успешны, чем все остальные. Если команда поддерживает миссию компании, все стремятся работать более эффективно и результативно, то это и есть основной KPI.

– Что для Вас значит женское лидерство?

– Уважение к себе, вера в своих коллег и в ценность того, что ты делаешь. Это простые качества, которые, тем не менее, есть не у всех. Однако люди, обладающие ими, становятся мощным источником вдохновения и поддержки для окружающих. На мой взгляд, для женского лидерства это особенно важно.

Это тот фундамент, на который гармонично наслаиваются природные женские качества: эмпатия, гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям, способность переключаться.

Женщины умеют быть одновременно и профессионалом, и лидером, и партнером, совмещать решительность, стойкость, мягкость и заботу.

Я считаю, что в любом лидерстве принципиально важную роль играет способность руководителя позволять людям оставаться самими собой. Разумеется, рабочая этика и корпоративные стандарты помогают всем говорить на общем языке, но ключ к успеху – многообразие взглядов и экспертизы. Лидер должен это разнообразие чувствовать и принимать.

– Вы находитесь на руководящей позиции достаточно долго. Какие изменения Вы наблюдаете в женской повестке, стало ли больше женщин на руководящих постах?

В современных условиях женщины стремительно укрепляют свои позиции на мировой экономической арене, несмотря на гендерные стереотипы. Интересные и одновременно показательные данные есть у McKinsey: по их расчетам, глобальный ВВП может увеличиться на 12 трлн долл. за 10 лет, если всё больше женщин будут участвовать в судьбе бизнеса.

Сегодня уже около трети российского бизнеса возглавляют женщины, и нашему присутствию всё больше благоприятствует среда.

Женское лидерство является мощным инструментом развития бизнеса. Здесь на нашей стороне снова оказываются незаменимые soft skills – умение быстро подстраиваться к новым обстоятельствам и способность выгодно и оперативно применять их в деле. Безусловно, не стоит сбрасывать со счетов и женскую интуицию.

– Успех – величина непостоянная и субъективная. В каких единицах Вы измеряете свой успех?

– Для меня бизнес, связанный со здоровьем, – это не только отстроенные процессы, надежные инструменты и непрерывное взаимодействие со специалистами.

В первую очередь успех в нашей сфере зависит от понимания актуальных потребностей пациентов и умения им вовремя отвечать.

Поэтому для меня успех – видеть, как пациенты, сотрудники компании и окружающие люди меняют отношение к собственному здоровью и всё чаще выбирают для лечения наиболее безопасные методы, руководствуясь бережным, но эффективным воздействием препаратов на организм.

– В чем, на Ваш взгляд, состоит смысл человеческой жизни?

– В том, чтобы быть счастливым. А быть счастливым можно, только находясь в гармонии с собой и окружением. Счастливые люди несут любовь, позитивную энергию, остаются открытыми и креативными. Я верю, что именно такими нас создала природа для гармоничного развития и созидания.

Фотограф Малика Атаджанова

Текст к публикации подготовила Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG