Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Татьяна Черниговская: мозг и искусство

О том, как познать себя через искусство
22 Июня 2020
Татьяна Черниговская: мозг и искусство

Чтобы понять, как работает человеческий мозг, нужно исследовать не только его физиологию, но и то, что он создаёт - творчество в искусстве и науке.

Чернигвская_T.jpg Татьяна Черниговская
заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета

Смыслы очень нестабильны, ведь слова значат одно и то же только в словаре. Один человек может вести себя сейчас и через несколько секунд по-разному и, даже произнося одни и те же выражения, может иметь в виду совершенно не связанные между собой вещи. Всё зависит от того, кто, кому, когда, что и при каких обстоятельствах говорит.

Во время своих лекций нейролингвист Татьяна Черниговская часто рассказывает студентам о том, что разные существа – люди, животные  – видят мир по-разному. Наука пока не готова дать ответ на вопрос, каков на самом деле окружающий нас мир. В природе не существует «объективного глаза», способного это зафиксировать.

«Меня очень интересует один вопрос. Как нашему мозгу удается выживать в таком непростом мире, переполненном смыслами?» – удивляется Татьяна Черниговская.

Вопросы, связанные с тем, что представляют собой мир и сам человек, ученые и философы начали задавать себе еще несколько веков назад. Например, Блез Паскаль писал: «Я не знаю, что такое мое тело и мои чувства, моя душа, не знаю даже, что такое та часть моего существа, которая сейчас облачает мои мысли в слова, рассуждает обо всем мироздании и о самом себе точно так же…»

1.jpg

В свою очередь Фрэнсис Бэкон говорил, что человеческий род болен, и главным симптомом этого умственного недуга является неспособность человека, ставшего заложником своих страстей и предрассудков, видеть мир таким, каков он есть. По его мнению, проблема заключается в том, что люди привыкли смотреть на вещи через силлогизмы или суеверия. Чтобы научить их думать по-новому, Фрэнсис Бэкон использовал афоризмы. Он показал, что метафорическое мышление, мышление по аналогии на самом деле является не менее сильным, чем логическое.

Альфред Шнитке утверждал: для того чтобы в раковине, лежащей на дне океана, образовалась жемчужина, нужна песчинка – что-то «неправильное», инородное. В искусстве и науке всё происходит по тому же принципу – не по правилам, отмечает Татьяна Черниговская.

Барокко – средневековое название, которое можно перевести на русский язык как «причудливый», «замысловатый». Интересно, что одними из самых популярных произведений барочного искусства стали жемчужины. Большую известность получила найденная не так давно «жемчужина Лао-цзы», которая своей формой очень напоминает мозг человека.

3.jpg

Взгляд на мозг со стороны науки

Уже не первое столетие наука смотрит на мозг как на очень сложное устройство, которое получает информацию из внешнего мира, обрабатывает и реагирует на нее. Другими словами, по мнению ученых, это своеобразный биоавтомат.

Долгое время в науке бытовало мнение о том, что понять строение и принцип работы мозга человека можно, основываясь на изучении мозга животных, просто экстраполируя полученные данные. Однако, по мнению Татьяны Черниговской, это не даст результатов, ведь человеческий мозг – это мозг человека, и изучать его нужно по-особенному, осознавая его уникальность.

В голове человека находится не компьютер. Мыслительные процессы человека не ограничиваются логикой, они гораздо сложнее и интереснее.

«Творчество, способность самому создавать еще никогда не бывшее, только силой мысли и духа – вот что отличает нас от соседей по планете, а не дополнительные десятки миллиардов нейронов».

Татьяна Черниговская предложила «перевернуть привычную науке схему» и посмотреть на мозг через призму высших умений человека – искусство и язык. Вероятно, именно произведения эпохи барокко могут отчасти пролить свет на то, что видит, слышит и чувствует мозг, если он способен создавать в своем воображении совершенно новые миры.

«Искусство, созданное человеком, показывает, как функционирует эта гигантская нейронная сеть. Такой путь изучения мозга можно сравнить с археологией, когда о древних людях судят по тем орудиям труда, которые они мастерили», – объясняет нейролингвист.

4.jpg

Взгляд на мозг со стороны искусства

По сути, барокко оттолкнулось от Ренессанса и стало его противоположностью. Если до этого художники изображали мир статичным, линейным, четким и плоским, то барокко показало многомерное, глубинное, размытое пространство.

Произведения искусства особенно интересны тем, что каждый человек в разное время и в разных ситуациях может увидеть в них разные вещи и детали. В барокко, как и в мире, нет пустот: всё пространство заполнено смыслами, которые дают разные впечатления в зависимости от широты и глубины взгляда смотрящего.

Художники барокко писали картины по-разному для разных заказчиков. Например, для церкви они создавали очень аккуратные работы, для ценителей искусства – смелые и «неправильные». Эксперты понимали, что, лишь выйдя за границы привычного, можно создать новое и гениальное, если автор обладает нужными компетенциями.

Интересным примером «барочного» восприятия действительности являются фильмы итальянского кинорежиссера Федерико Феллини. В своих работах он смог убрать привычные границы между реальным и иррациональным – тем, что происходит на самом деле, и тем, что персонаж видит «внутренним зрением», во снах, галлюцинациях и грезах.

«Распад ренессансной, линейной картины мира грозил человеку ценностной дезориентацией, оскудением личности. Барочное искусство показало, что мир может быть другим – нелинейным».

5.jpg

Свобода для творчества

Мозгу становится сложнее решать задачи, как только человек пытается «заставить его это сделать». Творческие прорывы, как правило, происходят именно тогда, когда когнитивный контроль отключен. Некоторые ученые пишут в своих работах о том, что мозгу необходимо периодически давать возможность «гулять самому по себе». Чем меньше человек контролирует этот процесс, тем больше простора появляется для воображения.

Произведения искусства создаются «свободным от контроля» мозгом, а значит, способны многое о нем рассказать.

По мнению Татьяны Черниговской, нейронаука и когнитивные науки в целом не сделают парадигмального скачка, если не посмотрят и в другую сторону – в сторону высших проявлений человеческого гения.

«Это трудная дорога: смотреть надо не только на результаты ЭЭГ и МРТ, нужно читать письма и дневники творцов, записи их разговоров друг с другом, вглядываться в картины великих мастеров, изучать черновики и эскизы. Потому что они показывают, как шел этот процесс и как развивалась мысль», – уверена ученый.

Виктория Ежова, информационное агентство

«Global Women Media»


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG