Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Элеонора Сандуленко: mindset для менеджеров

Мнение эксперта по трансформационному лидерству
20 Марта 2020
Элеонора Сандуленко: mindset для менеджеров

Уникальный опыт в межкультурной коммуникации, владение передовыми методиками раскрытия личностного потенциала, экспертиза и практика в трансформации установок и культур позволяют Элеоноре Сандуленко результативно работать с первыми лицами компаний. 

Эксперт поделилась с читателями Global Women Media мнением о том, каким должен быть лидер нового поколения, как сформировать новый mindset руководителя и почему осознанность должна стать одним из обязательных качеств современного человека.

СандуленкоT.jpg Элеонора Сандуленко
генеральный директор FBK-Coaching, эксперт по трансформационному лидерству и коммуникативной психологии ШФТ, издатель немецкой бизнес-литературы

Свой профессиональный путь Элеонора Сандуленко начала на кафедре психологии в областном Институте усовершенствования учителей в Смоленске. 25-летняя девушка уже тогда могла привлечь внимание маститых педагогов благодаря глубоким знаниям в области практической психологии и личной харизме. К ее мнению прислушивались опытные учителя и директора школ. Она помогала выстраивать коммуникацию на разных уровнях – от общения с коллегами и руководством до взаимодействия с детьми и их родителями.

После переезда в Москву в конце 1990-х Элеонора, имея базовое образование учителя немецкого и русского языков, квалификацию практического психолога и бизнес-тренера, начала работать в REHAU – немецкой компании с глубокой корпоративной культурой.

«Я выстраивала мосты, налаживала межкультурную коммуникацию, “переносила” дух немецкой фирмы на русскую землю, стремясь воодушевить сотрудников теми ценностями, которые были заложены в основу материнской компании».

Немецкая фирма REHAU была построена на принципах кибернетического менеджмента. Перед Элеонорой стояла задача применить девиз компании «Menschen bewegen REHAU» («Люди двигают REHAU») к российскому менталитету, вложив в мировоззрение сотрудников этот постулат. Элеонора настолько хорошо справилась с этой благородной миссией, что немецкий HR-директор написал на ее флипчарте: «Женщины двигают REHAU».

Выстраивание мостов между культурами разных стран остается задачей Элеоноры Сандуленко и по сей день: ее клиентами являются немецкие корпорации в России.

У Элеоноры двое детей, мальчики, 15 и 29 лет. Выйдя на работу после второго декретного отпуска, она решила открыть собственную компанию FBK-Coaching вместе со швейцарскими партнерами из г. Цуга. Эксперт продолжила работать с культурами компаний, а главное – с людьми, ведь именно они являются основой для формирования и развития любой организации.

Сандуленко2.jpg

Изменение парадигмы лидерства и модель 3P

Сотрудничая с отечественными и иностранными бизнесменами, Элеонора Сандуленко обратила внимание на то, что русский менеджмент тяготит к управлению в стиле «родитель – ребенок», зачастую подавляя инициативу сотрудника излишним контролем. Безусловно, исторически в основе «российского» стиля управления лежит иерархия – взаимодействие «сверху вниз» в форме приказов и инструкций. Но мир меняется, и иерархическая парадигма управления перестала эффективно работать в условиях непредсказуемости, турбулентности и многослойности.

Устойчивое динамическое развитие возможно только в условиях взаимодействия и партнерства, а не подчинения и тотального контроля, уверена Элеонора Сандуленко.

Мир лидерства нуждается в новых компетенциях. Старые горизонтальные модели управления тормозят развитие компаний. Сегодня рождается новая парадигма – mindset для менеджеров. Доверие, партиципация, открытость, agile-подход, общение на равных, коллаборация, активная обратная связь, создание сетей – вот будущая реальность руководителя. А это значит, что пришло время провести ревизию своего потенциала и отобрать самое эффективное для контекста VUCA-мира, уделив особое внимание развитию своих социальных и коммуникативных компетенций.

Радует, что сегодня в компаниях по всему миру меняется понимание главных ценностей. Если раньше большинство организаций брали за основу модель бизнеса 1P (profit), стремясь получить более высокую прибыль, то сейчас их внимание смещается в сторону решения глобальных проблем и заботы о человеке. Так появилась модель 3P, где к profit прибавились такие ценности, как people и planet.

На одном из выступлений в Российско-Германской внешнеторговой палате Элеонора Сандуленко поделилась интересными данными из различных немецких исследований за 2017 год.

Сандуленко6.jpg

Мотивированный сотрудник на 21% более продуктивен и на 37% меньше по времени отсутствует на работе, а результаты его труда на 41% более качественные.

Основываясь на большом багаже знаний и своем профессиональном опыте, Элеонора Сандуленко уверена, что взрослый человек способен довольно быстро менять свои установки и поведение, если понимает смыслы.

«Мой дедушка говорил, что воспитывать человека нужно до тех пор, пока он лежит поперек лавки, а когда уже лег вдоль – бесполезно. Однако мой опыт, основанный на использовании трансформационных инструментов школы профессора Фридеманна Шульца фон Туна, показывает, что люди могут меняться, если им дать подходящий импульс к изменениям».

Руководитель 4.0 и его качества

Элеонора Сандуленко составила список качеств, необходимых современному лидеру. Руководитель должен быть открытым ко всему новому, не бояться экспериментировать, делать ошибки. Для современного лидера важны социальные компетенции, которые включают развитый эмоциональный интеллект, способность общаться с другими на равных, бережное отношение к сотрудникам, а также умение давать и принимать обратную связь. В новой парадигме лидера меняется и отношение к самому себе. Он не только стремится к достижением и мотивирует на это сотрудников своим примером, но и заботится о себе, вовремя пополняя свои эмоциональные и физические ресурсы, избегая выгорания.

Изменчивый и неопределенный VUCA-мир ставит перед руководителями несколько серьезных вызовов.

Первый – отказ от власти, необходимость горизонтальной коммуникации с сотрудниками. Иерархия уступает место «плоской» культуре, руководители превращаются в модераторов принятия решений, экспертов и «генералистов». Networking становится одним из принципов управления, а взаимодействовать в сети можно только на равных. Эксперт считает, что это один из самых сложных вызовов для России.

Второй вызов – формирование прозрачности. Уникальные знания, которые раньше были доступны только единицам, сегодня быстро распространяются и являются открытыми. Руководители и сотрудники могут обладать равнозначными объемами информации, что позволяет им взаимодействовать на равных.

Сандуленко8.jpg

Руководитель 4.0 имеет высокий уровень осознанности, он уходит от оценочного суждения, дает конструктивную обратную связь. Дискуссия об ошибке или вине, такая привычная в традиционном менеджменте, становится неприемлемой и рассматривается как потеря времени.

Третий вызов – личностная зрелость и спокойствие. Чем сложнее окружающий мир, тем ценнее и полезнее становится умение находить состояние внутренней гармонии. Сбалансированность лидера повышает точность принимаемых решений и эффективность работы всей команды.

Задача руководителя 4.0 – способствовать процветанию духа экспериментаторства и agile-подхода у своих подчиненных. Для того чтобы действовать креативно в условиях нестабильности, нужно научиться использовать другую логику принятия решений. Для этого очень важно уметь управлять состоянием.

Четвертый вызов – доверие. Руководитель должен уметь снизить уровень контроля, предоставив сотрудникам больше свободы.

Доверие становится ключевой компетенцией в цифровом веке.

Руководитель больше не распорядитель задач, а творец смысла, не определяющий, а дающий возможность, не командир, а коуч.

Основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб в своей книге «Четвертая промышленная революция» пишет: «В мире, где нет ничего постоянного, одной из важных ценностей становится доверие». 

Коммуникативная психология

Лидер – человек, который заряжает своей энергией окружающих. В то же время, чтобы избежать выгорания, руководитель должен уметь сам «наполняться» энергией.

«Прежде чем налаживать общение с другими, наладь его с самим собой», – утверждает ведущий немецкий ученый-коммуниколог Фридеманн Шульц фон Тун.

Элеонора Сандуленко – единственный в России эксперт по коммуникативной психологии Фридеманна Шульц фон Туна. Этого ученого считают гуру коммуникации в Германии, а его модель «четыре уха» преподается во всех немецких школах как базовая модель коммуникации.

Сандуленко7.jpg

Элеонора использует разработанные ученым инструменты на своих тренингах и воркшопах по лидерству, а также в индивидуальных коуч-сессиях. Главное, чему она учит участников, – быть согласованными с собой, уметь слышать себя и улаживать собственные внутриличностные конфликты. Ведь всё то, что наполняет внутренний мир человека, непременно отражается во внешнем его проявлении, влияет не только на его коммуникацию, но и на его здоровье.

«Внутренняя команда», «квадрат ценности и развития», «крест Риманна–Томанна» и другие инструменты коммуникативной психологии позволяют получить доступ к своему внутреннему человеку.

Элеонора Сандуленко издала на русском языке книгу Фридеманна Шульц фон Туна с шестью коммуникационными моделями, которую автор подарил канцлеру Германии Ангеле Меркель.

На пути к созданию agile-компании

Сегодня всё популярнее становится понятие agile, которое подразумевает гибкость, открытость компании к изменениям, взаимодействие всех участников рабочего процесса, простоту осуществления внедрений. В мире пока не так много организаций, которые могут называть себя agile в полном смысле этого слова.

Элеонора Сандуленко объяснила, что ряд компаний сводят это понятие к перечню определенных инструментов. Однако agile – это целая философия и культура.

Если представить компанию в виде agile-пирамиды, то в ее основании будут люди, объединенные общими ценностями.

«Agile – это серьезные изменения в культуре и процессах компании, затрагивающие мировоззрение сотрудников. И для успешного осуществления таких масштабных изменений руководителю нужно понимать, как можно управлять этими процессами, какие риски существуют и как справиться с сопротивлением. Сформировать в компании новую культуру по принуждению невозможно. Это долгий путь по изменению жизненной философии сотрудников, занимающий от года до трех–пяти лет», – уверена Элеонора Сандуленко.

Сандуленко9.jpg

Осознанное лидерство и зрелость личности

По мнению Элеоноры Сандуленко, один из «специальных инструментов» лидера – это осознанность, понимание человеком самого себя, его согласованность с самим собой и окружающим миром, личностная зрелость.

«Можно представить весы, на одной чаше которых находится человек со своими ценностными установками, мечтами, идеями, а на другой – всё, что нас окружает. Когда мы умеем сбалансировать свои потребности с контекстом, с реальной ситуацией, осознанно выстраиваем баланс между этими сторонами, мы получаем зрелую личность», – объясняет эксперт.

Элеонора Сандуленко подчеркнула: она очень рада, что среди ее клиентов начали появляться компании, которые рассматривают личностную зрелость как один из ключевых факторов успеха в VUCA-мире.

Зрелость – это то, чего достигаешь, когда больше не ощущаешь необходимости обвинять кого бы то ни было в том, что происходит с тобой.

Корпоративная социальная ответственность и Nachhaltigkeit

Немецкое понятие Nachhaltigkeit не имеет однозначного перевода на русский язык. Оно включает заботу о сотрудниках компании, клиентах, бережное отношение к окружающему миру и ответственность за каждое свое действие.

В России Nachhaltigkeit можно сравнить с термином «корпоративная социальная ответственность».

На сегодняшний день Nachhaltigkeit – важная тема не только в корпоративной среде, но и в глобальном сообществе. Устойчивое развитие невозможно без бережного отношения к людям и планете, поэтому всё популярнее становится термин «этичный лидер», означающий руководителя, который осознаёт свою ответственность перед сотрудниками, клиентами, партнерами, миром.

Сандуленко1.jpg

Каждый человек создает среду для себя

Элеонора Сандуленко – человек, который восхищает своей энергичностью и целеустремленностью. Она успевает проводить консультации и тренинги, руководить собственной компанией, вести издательскую деятельность, выступать в качестве эксперта на международных мероприятиях и постоянно развиваться. Сейчас в ее планы входит написание книги «На пути к индустрии 4.0. От иерархии к самоорганизации».

Элеонора отмечает, что старается восполнять все четыре вида энергии: физическую, интеллектуальную, эмоциональною и сущностную.

Заряд сил ей придают занятие йогой, чтение книг и «ничегонеделание». Элеонора признается, что иногда позволяет себе полениться, чтобы полноценно отдохнуть и набраться сил для новых свершений. Она уделяет особое внимание всему, что ее окружает.

«Мы сами формируем мир вокруг себя. И это тоже про осознанность – про осознанный выбор каждого человека в каждый момент его жизни».

Женщины созданы для того, чтобы поддерживать гармонию в мире, делиться с окружающими положительными эмоциями, теплотой и заботой.

Элеонора Сандуленко пожелала женщинам мира находить источники для наполнения себя позитивной энергией. 

Марина Волынкина, Виктория Ежова,
информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG